Цели урока:
- Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, определять границы незнания.
- Метапредметные: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, соотносить информацию, представленную в разных формах, умения изучающего чтения (задавать вопросы, составлять план, пересказывать с опорой на план и т.д.)
- Предметные: формирования понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложениях разной структуры.
- Коммуникативные: развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении, умение работать в группах, паре.
- Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Языковая разминка
- Найдите орфограммы в следующих словах:
Слайд
- дождя
- осенний
- алмазными
- искрится
- лес
- Какое слово вы не смогли проверить? Как называются такие слова?
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом алмаз.
- Что означает это слово?
- Запишите в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Слайд
- алмаз
- алмазными
- Знаете ли вы, что родственники алмаза-сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3 тысяч лет до нашей эры.
- Составьте словосочетания с этими словами.
Слайд
- весенний лес
- каплями дождя
- искрится лес
- алмазными каплями
- Какая пара слов не является словосочетанием? (искрится лес)
- Чем она является в предложении ? (грамматической основой)
- Какое это будет предложение по наличию второстепенных членов?
- Распространите предложение данными словосочетаниями - Искрится лес.
Весенний лес искрится алмазными каплями дождя.
- Дайте полную характеристику предложения.
- По цели высказывания. Повеств.
- По интонации. Невоскл.
Что мы знаем о простом предложении ?
3. Работа по слайду, с использованием таблицы
- Дайте характеристику предложения.
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные
- По интонации:восклицательные, невосклицательные
- По наличию второстепенных членов: распространённые нераспространённые
- По наличию однородных членов в предложение (с однородными или без)
- В предложениях запятая ставится, если есть однородные члены, союз а, но, повторяющийся союз и.
4. Работа с предложениями с однородными членами
-Найдите в предложениях однородные члены и определите знаки препинания.
Слайд.
- Сколько грамматических основ в последнем предложении?
- Какое это предложение? Сложное.
- Как ставится запятая в сложном предложении?
5. Формулирование темы и цели урока
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
6. Работа с учебником
Стр.64 упр.66
- Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
- Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
- Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).
- Посмотрите на первое сложное предложение. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
7. Первичное закрепление
Слайд
8. Обобщение
9. Закрепление
- Продолжите предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами и сложные.
Бабушка подоила корову ………………………. .
Итог
- Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
- Из чего состоит сложное предложение?
- Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?