Важное место среди методов воспитания занимает метод создания воспитывающих ситуаций.
В переводе с французского термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств.
Ситуация может носить объективный характер и раскрывать реальную обстановку в системе взаимоотношений учащихся, что необходимо учитывать педагогу, принимая решение о способах взаимодействия с ними. Таких воспитывающих ситуаций в школьной действительности великое множество. Они могут быть простыми (разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию поведения в школе) и сложными. В сложных педагогических ситуациях большое значение имеет эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений между участниками ситуации, присутствие при этом других учащихся класса. Результат разрешения такой ситуации во многом зависит от педагогического мастерства, опыта учителя, его знания индивидуальных особенностей учащихся.
В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций:
- авансирования доверием (А.С.Макаренко),
- свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.), непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова),
- эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин),
- соревновательная (А.Н.Лутошкин),
- соотнесения (Х.Й.Лийметс),
- успеха (В.А.Караковский, О.С Газман, А.С.Белкин),
- творчества (В.А.Караковсвий) и другие.
Воспитывающая ситуация – это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств. В роли этих качеств могут выступать способность к сотрудничеству с другими воспитанниками, организаторские способности, нравственные качества и т.д.
Таким образом, главные задачи воспитывающей ситуации – это выявление уровня развития данных качеств, а также формирование и дальнейшее закрепление этих качеств у воспитанника.
Поэтому можно выделить следующие виды воспитывающих ситуаций:
- проверочная, целью которой является диагностика личностных качеств;
- воспитывающая, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;
- контролирующая и закрепляющая – с целью закрепления положительных побуждений поведения;
- не предусмотренная воспитателем, однако помогающая, и предусмотренная воспитателем, но мешающая.
Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить сверстника в игру, поделиться любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Это создание ситуаций, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие.
Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.
Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.
Эффективность метода воспитывающих ситуаций и педагогического воздействия на ребенка зависят от:
- величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
- интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогом.
Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для детей стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т.п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.
В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Педагогу очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально смоделирована учителем, т.е. создана такая внешняя обстановка, которая вызывает у ученика необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.
Учитель создавая ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь школьников, ребенок не чувствует себя объектом воспитания, сущность педагогической позиции скрыта от него. Поэтому метод воспитывающих ситуаций является методом косвенного воспитательного воздействия. Создание той или иной ситуации позволяет педагогу избежать назидательности, морализирования в процессе общения с детьми и предоставляет возможность самому ребенку занять субъективную позицию, получить многогранный социальный опыт. Включая учащихся в разнообразные по своему характеру ситуации, учитель может увидеть каждого из них с разных сторон, более глубоко изучить их, понять сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки.
Помимо преднамеренных ситуаций, т.е. искусственно созданных педагогом, существуют ситуации, которые возникают стихийно. Такие воспитывающие ситуации могут случаться с детьми в повседневной жизни, как правило, в общественных местах, где им приходиться контактировать с другими людьми. К ним также относятся ситуации, не предвиденные педагогом, к которым можно отнести случаи, например, когда воспитанники ссорятся между собой. Здесь педагогу приходится действовать интуитивно и, главное, тактично.
- Во-первых, необходимо выявить причины, почему ребята ведут себя таким образом в присутствии взрослых и одноклассников.
- Во-вторых, нужно выдвинуть задачи для решения этого конфликта. В данном случае – это необходимость научить ребят держать свои эмоции под контролем в общении с другими людьми, научиться их уважать и т.п.
- В-третьих, необходимо создать новую ситуацию. Например, провести классный час и объяснить ребятам, как можно сдерживать свои эмоции и почему это так важно.
- В-четвертых, предложить ребятам варианты решений, из которых они должны выбрать правильные.
- В-пятых, проанализировать результаты воспитывающей ситуации. Произвела ли она на воспитанников нужный эффект или нет? Здесь очень важна обратная связь, т.е. ученики должны не просто понять, они должны это показать своим поведением, например, проявить интерес к психологии общения, обращаться к педагогу за советом и т.п.
Таким образом, воспитывающая ситуация имеет огромное значение в формировании личностных качеств детей (гуманности), их «нравственного стержня», позволяют правильно скорректировать их поведение.
Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно– потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ученика, так и для группы ребят или коллектива в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, уроки и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий учащихся.
В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений:
- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия);
- тренинговые упражнения (во время их выполнения ребенок имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность).
Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Цель создания ситуации.
- Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций.
- Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.
- Описание ситуации.
Далее представим несколько воспитывающих ситуаций.
Воспитывающая ситуация выбора. В такой ситуации ребенок ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из двух или нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать не знаю. В поисках выхода из созданной воспитателем ситуации ребенок пересматривает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его мастерство проявится в том, что он не упустит момента стечения обстоятельств, правильно оценит эти обстоятельства и сумеет использовать их в воспитательных целях.
Воспитывающая ситуация творчества предполагает создание таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия детей, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают детей, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности.
Для того чтобы дети не были просто-равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, можно создать ситуации сопереживания. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. Совместные переживания значимых явлений намного увеличивают силу эмоциональных реакций у каждого члена детской группы. Вместе дети переживают события не только ярче, но и глубже. Ситуации сопереживания возникают при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов и спектаклей. Они встречаются в повседневной жизни детей. Важно не упустить возможности включить их в такие ситуации на эмоциональном уровне: обратить внимание детей на драматические или радостные события, воспитателю эмоционально прореагировать на них.
Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если ребенок знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: ребенок уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.
Поручение
Один из самых эффективных методов воспитания младшего школьника, основанный на любви к первому учителю и желании выполнить любое его поручение. С помощью этого метода школьники учатся хорошим поступкам. В соответствии с целью воспитания, поручения могут быть временные и постоянные; индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальное поручение дает воспитателю в руки «инструмент прикосновения к личности» (А.С.Макаренко). С его помощью воспитатель высказывает доверие ребенку. Между ним и воспитанником возникают тайные отношения, безусловно «работающие» на использование метода в воспитательных целях. Коллективные поручения формируют отношения «ответственной зависимости». К, примеру, в начальной школе пользуются популярностью такие коллективные поручения, как чередование творческих поручений (ЧТД). В основе их организации лежит сменяемость поручений. Таким образом, каждый ребенок класса выполняет все виды творческих поручений. Выполняя поручения, школьники примеривают на себя определенные социальные роли. Это – «помогайчики», «санитары», «друзья природы», «книжкины друзья», «старшие товарищи» и др. Интересно, что в выполнении подобных поручений для младших школьников привлекательна внешняя атрибутика порученных ролей. Подобные поручения формируют ответственность за порученное дело, расширяют активность ребенка. При использовании этого метода необходимо помнить, что, давая поручение ребенку или группе детей, надо четко выстроить его структуру. Ребенок должен понимать, ЧТО он делает, ДЛЯ ЧЕГО он это делает, КАК он это делает и КОМУ он отчитывается и У КОГО принимает отчет о проделанной работе.
Нестандартные, непредвиденные ситуации
В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Воспитателю очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально смоделирована воспитателем, т.е. создана такая внешняя обстановка, которая вызывает у ребенка необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные воспитывающие условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению.
Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно-потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ребенка, так и для группы детей или группы в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, занятия и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий детей.
Ситуация: «суфлер» Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника. Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой. Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».
Главные правила создания педагогических ситуаций:
- не навредите учащемуся, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;
- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на учащегося;
- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства учащихся и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя учащемуся самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.
Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.
Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальной педагогической системы.
Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является широко распространенным методом воспитания детей.
В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.