Программное содержание: Закрепить знания детей о России, истории возникновения страны, ее символике, природе России, национальной культуре и традициях. Воспитывать в детях интерес к истории, чувство любви и гордости за свою страну.
Материалы: конверты двух цветов с заданиями для команд; карта России; изображение герба и флага России; изображение Красной площади, Кремля (деревянного, белокаменного и краснокирпичного); достопримечательности Кремля (Спасская башня, колокольня Ивана Великого, Соборы, Царь Пушка, Царь Колокол и др.), достопримечательности Красной площади (Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Казанский Собор, Памятник Минину и Пожарскому и др.); изображение памятника Ю.Долгорукому и герба Москвы; сказочный персонаж Марья-Искусница (взрослый в русском народном костюме), русские народные музыкальные инструменты; старинный сундучок (с изделиями дымковской и хохломской росписей); музыкальные отрывки: русская народная мелодия, музыка будущего, гимн Москвы; памятные сувениры.
Ход мероприятия
Ребята, сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие по необъятным просторам нашей Родины – России.
Но путешествие наше будет необычным, мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?» и проверим, как много вы знаете о своей Родине.
Ребята, смотрите, у нас конверты двух цветов с заданиями для каждой из команд. Делимся на две команды, придумываем названия, выбираем капитанов и начинаем игру.
Но для начала о правилах игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Время на обдумывание вопроса - 1 минута, после чего капитан или любой игрок команды дает ответ на вопрос. В конце игры мы подсчитываем очки, и команда победитель объявляется знатоками. А жюри будет следить за соблюдением правил игры.
Начинаем? Тогда крутите волчок.
Первый вопрос «О символике государства»
Расскажите о флаге России, о его цветах, и что они означают?
Ответ: У России трехцветный флаг, три полосы - белая, синяя, красная. Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну¸ защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. [1]
Расскажите о гербе России. Что на нем изображено и почему?
На гербе России изображен орел с двумя головами и поднятыми крыльями. Орел обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. У орла две головы, потому что Россия очень большая и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. Корона обозначает, что в России главный был царь. В лапах у орла скипетр (посох, жезл) - символ царской власти, и держава (шар), которая обозначает могущество, то есть страна, в которой правит царь – могучая. В центре герба России – герб Москвы. [1]
Второй вопрос «О природе России»
Вспомните, карту России и скажите, какое природное богатство занимает большую территорию страны, и каким цветом на карте оно обозначено?
Ответ: Леса, они на карте обозначены зеленым цветом.
Дети показывают на карте.
Скажите, что на карте России обозначено коричневым цветом? Что там добывают? Приведите примеры.
Ответ: Коричневым цветом на карте обозначены горы. В горах добывают полезные ископаемые – это то, что находится в земле и очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, золото, алмазы, нефть.
Дети показывают на карте.
Третий вопрос «Из истории России»
Назовите главную площадь страны, и объясните, почему она так называется? Как в старину она называлась и что на ней делали?
Ответ: Это Красная площадь. Площадь называется так, потому что все красивое называли словом «красная». Красная девица, красное солнышко и т.д. А в старину на площади торговали, там стояли торговые ряды, поэтому называлась она – торговая.
Что такое Кремль? Как он менялся с течением времени? И почему?
Ответ: Кремль – это крепость. Сначала он был деревянный, но деревянный Кремль часто горел, поэтому через много-много лет стены Кремля стали строить из камня. А когда научились делать кирпичи, построили Кремль из красного кирпича. Этот Кремль и дошел до наших дней.
При ответе педагог предлагает детям воспользоваться иллюстрациями.
Русские люди любили хорошо поработать, а после работы любили и хорошо отдохнуть. Вот и мы сейчас отдохнем, да поиграем.
Игровая пауза «Золотые ворота»
Продолжим наше путешествие? Ответы детей.
Слышится русская народная мелодия или песня.
Ребята, кажется, к нам кто-то спешит в гости.
В группе появляется русская красавица в народном костюме, которая наигрывает на музыкальных инструментах русскую народную мелодию.
Ребята, узнали кто это? Ответы детей.
Конечно, это русская красавица, а зовут ее Марья-Искусница. А, как вы думаете, почему у нее такое необычное имя? Ответы детей.
А зовут ее так, потому что наша Марья-Искусница мастерица на все руки. Она умеет и шить, и вышивать, и на ложечках играть. А уж как она поет и пляшет!
Марья-Искусница показывает детям старинный сундучок.
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Крышку можно открывать.
Ребята, а хотите узнать, что у Марьи-Искусницы в сундучке? Ответы детей.
Тогда слушайте ее вопросы.
Четвертый вопрос «Старинный сундучок»
В сундучке находится белоснежное изделие из глины, которое очень любят дети, украшенное разноцветными полосками, волнистыми линиями, кругами, точечками. Что это? И где это производят?
Ответ: Дымковская игрушка. Село Дымково.
В сундучке находится изделие из дерева, которое раньше использовали как посуду, с зелеными листочками, красными ягодками, усиками, завитками да золотыми цветами. Что это? И где это производят?
Ответ: Хохломская посуда. Село Хохлома.
После ответов детей Марья-Искусница присаживается к зрителям.
Пятый вопрос «О достопримечательностях Москвы»
Какие достопримечательности Кремля вы знаете?
Ответ: Спасская башня Кремля и другие башни, Колокольня Ивана Великого, Соборы, Царь Пушка, Царь Колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд и др.
Какие достопримечательности Красной площади вы знаете?
Ответ: Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Казанский Собор, Памятник Минину и Пожарскому.
Если дети затрудняются, педагог на доске вывешивает изображения данных достопримечательностей, и дети о них рассказывают.
Шестой вопрос «Раньше и теперь»
Кто ранее правил на Руси и кто теперь?
Ответ: Ранее правил царь, император, а теперь главой государства является Президент Российской Федерации.
Что такое гимн? Когда его исполняют? И как его надо слушать?
Ответ: Гимн – это торжественная песня, ее исполняют во время праздников, победы на спортивных соревнованиях и в других важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
В прошлом мы сегодня побывали, а теперь отправимся в будущее, где по улицам ходят роботы и другие фантастические существа.
Музыкальная пауза «Музыка будущего»
Дети исполняют под музыку разные ритмические движения.
Седьмой вопрос – соревнование
«Кто знает больше русских народных сказок?!».
Россия богата талантами, русский народ очень любил сочинять сказки, которые мы помним и рассказываем до сих пор. Каждая команда по очереди будет называть по одной сказке, кто больше назовет, тот и выиграет это очко.
И конечно, говоря о России, нельзя не сказать о главном городе, столице нашей Родины - Москве. Давайте вспомним и об ее истории!
Восьмой вопрос «Известные личности»
Каждая из команд получает конверты, в которых по одной картинке. После минуты обсуждения дети должны сказать, кто на них изображен и как этот человек связан с историей Москвы.
Ответ: Князь Юрий Долгорукий - основатель Москвы.
Ответ: Георгий Победоносец, он изображен на гербе Москвы. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия.
Ребята, а скажите, мы знаем, что у каждой страны есть свой гимн, а у города есть гимн? Конечно. У нашей Москвы тоже есть гимн, и называется он «Моя Москва». Хотите послушать?
Звучит гимн Москвы.
Ребята, вы показали себя сегодня настоящими россиянами, москвичами, которые знают и любят свою страну, свой город и их историю.
Молодцы!
Марья-Искусница вручает детям памятные сувениры.
Литература
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008. – 248с.