Познавательно-игровая викторина в подготовительной группе «Путешествие по России»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, викторина, патриотическое воспитание, символика России, подготовительная группа, Что? Где? Когда?, символика государства


Программное содержание: Закрепить знания детей о России, истории возникновения страны, ее символике, природе России, национальной культуре и традициях. Воспитывать в детях интерес к истории, чувство любви и гордости за свою страну.

Материалы: конверты двух цветов с заданиями для команд; карта России; изображение герба и флага России; изображение Красной площади, Кремля (деревянного, белокаменного и краснокирпичного); достопримечательности Кремля (Спасская башня, колокольня Ивана Великого, Соборы, Царь Пушка, Царь Колокол и др.), достопримечательности Красной площади (Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Казанский Собор, Памятник Минину и Пожарскому и др.); изображение памятника Ю.Долгорукому и герба Москвы; сказочный персонаж Марья-Искусница (взрослый в русском народном костюме), русские народные музыкальные инструменты; старинный сундучок (с изделиями дымковской и хохломской росписей); музыкальные отрывки: русская народная мелодия, музыка будущего, гимн Москвы; памятные сувениры.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня я вас приглашаю в увлекательное путешествие по необъятным просторам нашей Родины – России.

Но путешествие наше будет необычным, мы с вами поиграем в игру «Что? Где? Когда?» и проверим, как много вы знаете о своей Родине.

Ребята, смотрите, у нас конверты двух цветов с заданиями для каждой из команд. Делимся на две команды, придумываем названия, выбираем капитанов и начинаем игру.

Но для начала о правилах игры. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Время на обдумывание вопроса - 1 минута, после чего капитан или любой игрок команды дает ответ на вопрос. В конце игры мы подсчитываем очки, и команда победитель объявляется знатоками. А жюри будет следить за соблюдением правил игры.

Начинаем? Тогда крутите волчок.

Первый вопрос «О символике государства»

Расскажите о флаге России, о его цветах, и что они означают?

Ответ: У России трехцветный флаг, три полосы - белая, синяя, красная. Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну¸ защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. [1]

Расскажите о гербе России. Что на нем изображено и почему?

На гербе России изображен орел с двумя головами и поднятыми крыльями. Орел обозначает «силу», это значит, что государство, на гербе которого изображен орел – сильное и непобедимое. У орла две головы, потому что Россия очень большая и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. Корона обозначает, что в России главный был царь. В лапах у орла скипетр (посох, жезл) - символ царской власти, и держава (шар), которая обозначает могущество, то есть страна, в которой правит царь – могучая. В центре герба России – герб Москвы. [1]

Второй вопрос «О природе России»

Вспомните, карту России и скажите, какое природное богатство занимает большую территорию страны, и каким цветом на карте оно обозначено?

Ответ: Леса, они на карте обозначены зеленым цветом.

Дети показывают на карте.

Скажите, что на карте России обозначено коричневым цветом? Что там добывают?  Приведите примеры.

Ответ: Коричневым цветом на карте обозначены горы. В горах добывают полезные ископаемые – это то, что находится в земле и очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, золото, алмазы, нефть.
Дети показывают на карте.

Третий вопрос «Из истории России»

Назовите главную площадь страны, и объясните, почему она так называется? Как в старину она называлась и что на ней делали?

Ответ: Это Красная площадь. Площадь называется так, потому что все красивое называли словом «красная». Красная девица, красное солнышко и т.д. А в старину на площади торговали, там стояли торговые ряды, поэтому называлась она – торговая.

Что такое Кремль? Как он менялся с течением времени? И почему?

Ответ: Кремль – это крепость. Сначала он был деревянный, но деревянный Кремль часто горел, поэтому через много-много лет стены Кремля стали строить из камня. А когда научились делать кирпичи, построили Кремль из красного кирпича. Этот Кремль и дошел до наших дней.

При ответе педагог предлагает детям воспользоваться иллюстрациями.

Русские люди любили хорошо поработать, а после работы любили и хорошо отдохнуть. Вот и мы сейчас отдохнем, да поиграем.

Игровая пауза «Золотые ворота»

Продолжим наше путешествие? Ответы детей.

Слышится русская народная мелодия или песня.

Ребята, кажется, к нам кто-то спешит в гости.

В  группе появляется русская красавица в народном костюме, которая наигрывает на музыкальных инструментах русскую народную мелодию.

Ребята, узнали кто это? Ответы детей.

Конечно, это русская красавица, а зовут ее Марья-Искусница. А, как вы думаете, почему у нее такое необычное имя? Ответы детей.

А зовут ее так, потому что наша Марья-Искусница мастерица на все руки. Она умеет и шить, и вышивать, и на ложечках играть. А уж как она поет и пляшет!

Марья-Искусница показывает детям старинный сундучок.

Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Крышку можно открывать.

Ребята, а хотите узнать, что у Марьи-Искусницы в сундучке? Ответы детей.

Тогда слушайте ее вопросы.

Четвертый вопрос «Старинный сундучок»

В сундучке находится белоснежное изделие из глины, которое очень любят дети, украшенное разноцветными полосками, волнистыми линиями, кругами, точечками. Что это? И где это производят?

Ответ: Дымковская игрушка. Село Дымково.

В сундучке находится изделие из дерева, которое раньше использовали как посуду, с зелеными листочками, красными ягодками, усиками, завитками да золотыми цветами. Что это? И где это производят?

Ответ: Хохломская посуда. Село Хохлома.

После ответов детей Марья-Искусница присаживается к зрителям.

Пятый вопрос «О достопримечательностях Москвы»

Какие достопримечательности Кремля вы знаете?

Ответ: Спасская башня Кремля и другие башни, Колокольня Ивана Великого, Соборы, Царь Пушка, Царь Колокол, Оружейная палата, Алмазный фонд и др.

Какие достопримечательности Красной площади вы знаете?

Ответ: Собор Василия Блаженного (Покровский собор), Казанский Собор, Памятник Минину и Пожарскому.

Если дети затрудняются, педагог на доске вывешивает изображения данных достопримечательностей, и дети о них рассказывают.

Шестой вопрос «Раньше и теперь»

Кто ранее правил на Руси и кто теперь?

Ответ: Ранее правил царь, император, а теперь главой государства является Президент Российской Федерации.

Что такое гимн? Когда его исполняют? И как его надо слушать?

Ответ: Гимн – это торжественная песня, ее исполняют во время праздников, победы на спортивных соревнованиях и в других важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

В прошлом мы сегодня побывали, а теперь отправимся в будущее, где по улицам ходят роботы и другие фантастические существа.

Музыкальная пауза «Музыка будущего»

Дети исполняют под музыку разные ритмические движения.

Седьмой вопрос – соревнование

«Кто знает больше русских народных сказок?!».

Россия богата талантами, русский народ очень любил сочинять сказки, которые мы помним и рассказываем до сих пор. Каждая команда по очереди будет называть по одной сказке, кто больше назовет, тот и выиграет это очко.

И конечно, говоря о России, нельзя не сказать о главном городе, столице нашей Родины - Москве. Давайте вспомним и об ее истории!

Восьмой вопрос «Известные личности»

Каждая из команд получает конверты, в которых по одной картинке. После минуты обсуждения дети должны сказать, кто на них изображен и как этот человек связан с историей Москвы.

Ответ: Князь Юрий Долгорукий - основатель Москвы.

Ответ: Георгий Победоносец, он изображен на гербе Москвы. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия.

Ребята, а скажите, мы знаем, что у каждой страны есть свой гимн, а у города есть гимн? Конечно. У нашей Москвы тоже есть гимн, и называется он «Моя Москва». Хотите послушать?

Звучит гимн Москвы.

Ребята, вы показали себя сегодня настоящими россиянами, москвичами, которые знают и любят свою страну, свой город и их историю.

Молодцы!

Марья-Искусница вручает детям памятные сувениры.

Литература

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий. – М.: УЦ. Перспектива, 2008. – 248с.