Дар речи – уникальное свойство человечества. Речь помогает людям общаться друг с другом, обмениваться мыслями, чувствами, создавать прекрасные литературные произведения. С помощью речи человек передаёт опыт, накопленный предшествующими поколениями. Наше общество всегда высоко ценит людей обладающих грамотной речью, умеющих красиво говорить.
Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации к школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
- достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
Сложное многоуровневое развитие речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие ее нарушений. Расстройства речи как социальной функции ограничивают прежде всего возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.
Проявления речевых нарушений:
- нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;
- нарушение слоговой структуры слова: перестановка, пропуск или добавление слогов и звуков;
- лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;
- неправильное грамматическое оформление высказывания: неправильные окончания слов, ошибки в образовании слов, в употреблении предлогов;
- нарушение связного высказывания: развертывания, планирования, прогнозирования высказывания и др.;
- мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи;
- темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкания, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков и слов и др.;
- бедность выразительных средств устной речи;
- нарушение общения.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно или в различных комбинациях.
Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребенка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего или старшего дошкольного возраста.
Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.
Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:
- недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
- отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
Причины (травмы, интоксикации, генетические, сосудистые заболевания и др.) воздействуют на сам биологический субстрат (головной мозг), изменяя ход речевого развития. Временные сроки - период внутриутробного развития, младенческий, ранний, дошкольный возраст. В зависимости от места воздействия повреждающего фактора выделяют речевые нарушения центрального (при поражении центральной нервной системы) и периферического характера (при поражении или аномалиях голосового, дыхательного или артикуляционного аппарата).
Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности (болезненности ребенка), педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов со взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).
Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать возраст ребенка, в котором появилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.
Развитие речевой системы характеризуется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определенные возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание с другими неблагоприятными факторами - генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребенка (утомляемостью, возбудимостью, чрезмерной двигательной активностью, недостатками произвольного внимания и др.). Большинство детей с речевыми расстройствами нуждаются в помощи специалистов разного профиля: логопеда, невролога, стоматолога, педиатра.
Только комплексное воздействие специалистов различного профиля дает оптимальные результаты при устранении любого недуга!