Наглядные пособия на уроках сольфеджио. Опыт внедрения методики ассоциативного запоминания в младших классах ДМШ

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: сольфеджио


Сольфеджио - предмет обязательной части учебного плана образовательной программы. Это целая система музыкального воспитания, для которого характерен комплексный подход к обучению - синкретизм. Каждый урок сольфеджио включает множество форм работы: сольфеджирование, запись музыкального диктанта, изучение теоретических понятий, определение на слух интервалов и аккордов, анализирование элементов музыкального языка, подбор на инструменте мелодии или аккомпанемента, построение от звука и в ладу. Однако в большинстве школ данный предмет в расписании стоит всего один раз в неделю, максимум 1,5 академических часа. Игнорирование или непроработанность одной из вышеперечисленных форм приводит к некачественному усвоению материала и в результате нарушению комплекса знаний и умений по дисциплине. Перед преподавателем встает задача сделать урок по-настоящему увлекательным, а сложные для понимания термины и определения легко запоминающимися.

Последние два десятилетия наблюдается стремительное развитие технологий. Как результат - проблемы, связанные с изменением восприятия и усвоением информации детей школьного возраста. Средства обучения, в том числе компьютерные, - неотъемлемая часть урока. Электронные ресурсы делают урок захватывающим, современным и более интересным для детей и подростков. Однако применение электронных средств обучения в школах ограничено по времени санитарными нормами. Обеспеченность ДШИ данными технологиями не всегда соответствует современным стандартам. Кроме того, иногда проблемы со здоровьем обучающихся вообще не позволяют использовать данные средства на уроках. Таким образом электронные средства обучения могут использоваться как дополнение к традиционной форме обучения. Актуальными остаются наглядные пособия. По своему содержанию, виду, структуре это могут быть текстовые и схематические плакаты, магниты разных цветов и форм, карточки, инструменты шумового оркестра (например, для закрепления тем, связанных с ритмом). Творческие преподаватели теоретических дисциплин превращают любое подручное средство в наглядное пособие (пуговицы, коробочки, кубики, крышечки и т.д.). Текстовые плакаты в настоящее время также вполне доступны, однако часто можно увидеть буквальное перенасыщение информацией, что создает трудности при работе с ними.

Рис. 1. Титульный лист учебного пособия

Одно из самых простых и необходимых пособий для обучающихся всех возрастов - клавиатура. Многие авторы рабочих тетрадей специально предусматривают изображение клавиш на страницах с заданиями или в оформлении титульных листов сборников (Рис.1).

Для более продуктивного усвоения материала необходимо развитие мышления и памяти. Память условно подразделяется на произвольную и непроизвольную. При непроизвольной памяти информация запоминается автоматически, в результате чего проще и лучше воспроизводится. Для развития данного вида памяти в процессе изучения абстрактных теоретических понятий лучше всего привлекать ассоциативное запоминание. Любая информация, которая будет представлена в виде ярких образов, запомнится намного быстрее и легче. Приведем пример ассоциации для учащихся начальных классов при изучении тем «Мажор», «Минор» и «Параллельные тональности». Еще в 1 классе, при изучении ладов, учащиеся пришли к выводу, что мажор ассоциируется с «солнышком», а минор с «тучкой». Очень желательно увести детей от идеи, что мажор - это весело, а минор - грустно. Мажор - это не всегда весело, а минор - не всегда грустно.

При изучении темы «Параллельные тональности» выясняем, что расстояние между тониками параллельных тональностей 3 полутона. Для визуализации составляем схему, включающую известные с 1 класса образы минора и мажора (Рис. 2).

Рис. 2. Параллельные тональности

Как правило, запомнив «местоположение» деталей схемы, дети в дальнейшем могут, не задумываясь, найти параллельные тональности, отсчитав 3 полутона вверх или вниз.

Изучая тему «Лад», учимся определять и соотносить номер ступени и название ноты. Наглядное пособие «Семицветик» (Рис. 3):

Рис.3. «Семицветик»

Два ряда лепестков, которые свободно крутятся относительно друг друга. Таким образом любая нота может быть заявлена любой ступенью. Цвета большого круга в данном случае выбраны произвольно (семь нот - семь основных цветов). В малом круге цветом отмечены устойчивые (красные) и неустойчивые (синие) ступени.

Три вида минора и особенности этих видов - довольно сложная тема для детей 2 класса. Поэтому визуализация темы будет очень своевременна. На схеме - минорное дерево (Рис. 4): общий для трех видов нижний тетрахорд, разделение на виды в верхнем тетрахорде, изменения ступеней. Кроме того, цветом отмечены устойчивые и неустойчивые ступени и схематично расстояния между ними.

Рис. 4. «Минорное дерево»

Главная задача наглядных пособий - помочь ребенку легко и непринужденно постичь музыкальную грамоту, и использовать далее полученные знания на практике. Триединство сольфеджио: теория - слух - практика.

Однако необходимо помнить, что сольфеджио как предмет тесно связан с другими предметами учебного плана. Только комплексный подход к музыкально-эстетическому образованию и воспитанию создаст условия для формирования гармоничной и всесторонне развитой личности.

В статье использованы иллюстрации из авторского учебного пособия с элементами рабочей тетради «Сольфеджио. Теоретическая тетрадь для I-II класса» (М.Кириченко).