Формирование умения работать с различными знаковыми системами на уроках географии

Разделы: География

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


По итогам ГИА, на протяжении последних лет, одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Задания высокого и повышенного уровня сложности традиционно вызывают у учеников затруднения, с ними справляются менее 50% выпускников. В ЕГЭ это задание № 24, №25, в ОГЭ - №30.

Особенно заметны затруднения у в выпускников 9 классов, где доля выполнения заданий составляет 43%. Задание проверяет комплексные географические знания и метапредметные умения: умение работать с различными источниками географической информации, географическими картами как различными знаковыми системами. При этом выпускник, конечно же, должен знать особенности географического положения природы и природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуру и историю развития крупных стран мира и регионов России и другие географические особенности и характеристики, а также владеть понятийным аппаратом.

Таким образом, выпускники не умеют по предложенному тексту определить географический, выявлять главные, существенные признаки понятий, что и требует поиска эффективных приемов формирования познавательных метапредметных умений средствами урока географии.

В географии понятие «текст» трактуется широко: текст может включать не только слова ,но и визуальные изображения в виде диаграмм ,рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные - без визуальных изображений, и не сплошные, включающие такие изображения. Необходимость формирования навыков работы с текстом для географии особо актуальна, так как её отличает огромный поток сведений из разных знаковых систем. Важно научить обучающихся работать с текстом.

Эффективным видом учебной работы является создание географического образа территории. Географический образ - это совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений о реальных пространствах, местностях, территориях, регионах, странах, ландшафтах. В школьном курсе географии он позволяет использовать широкий спектр различных методов, приемов работы и их сочетаний, повышающих эффективность преподавания, делающих более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающих объемов учебных материалов. По мнению Н.Н.Баранского, «основным объектом изучения географии является страна и район (большой или малый) во всем своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географических работ» [1].

Формирование образа территории, так же, как и формирование универсальных учебных действий - процесс длительный и сложный. Источниками формирования являются:

  • окружающая учащихся географическая деятельность;
  • наглядные средства обучения: карты, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели графических объектов и явлений;
  • электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные компакт - диски, веб-сайты и веб-страницы с материалами по темам школьных курсов географии;
  • географические карты, в том числе и контурные карты;
  • яркий образный рассказ учителя;
  • познавательные телевизионные программы;
  • хрестоматии по географии с описанием изучаемых территорий. [ 2].

При составлении опорных схем, конспектов, кластеров совместно определяются критерии к выполнению работы и её содержанию. Представленные ниже примеры можно отнести к проектно-исследовательской деятельности, мини проекту, которые также формируют метапредметные результаты благодаря самостоятельному отбору учащимся содержания и литературы, анализу выбранной информации, её систематизации, индивидуальности изложения и стилистики оформления. Данный навык позволяет формировать комплексное представление об изучаемом объекте, явлении, понятии сформировать географический образ. Кроме того, он обеспечивает формирование умения выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений, работать с различными источниками географической информации и с географическими картами. Это иллюстрирует представленная ниже работа учащегося.

Для закрепления понятий с 5 по 11 класс использую приём «Синквейн» - быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих.

Назовите тему одним словом

Сочи

Япония

Крондштат

Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют

Курортный,
Олимпийский

Островная прогрессивная

Западный,
Военно-морской

Назовите три действия, которые можно при этом выполнять

Принимает
Производит
Строит

Производит Экспоритует
Трясется

Защищал
Оборанял
Отправлял

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме

Самый длинный город России

Страна - восходящего солнца

Точка отсчета многих славных моряков России

Как одним словом можно обобщить тему

Солнце

Архипелаг

Форпост

Кроме того, использую приготовленный дома синквейн и предлагаю в качестве проверки домашнего задания, составить по нему краткий рассказ - это и рефлексия, и самоконтроль.

С пятого класса включаю задание по определению местоположения страны на географической карте. Совместно с обучающимися определяем основные критерии, по которым пятиклассник способен определить страну, материк, океан по её краткому описанию. Так, например, предлагается отрывок текста:

«Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее пятиклассникам предлагается алгоритм выполнения задания:

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

В Западном полушарии, к трём океанам, первой по площади.

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

В течение 5 минут, индивидуально или в парах, предлагается выделить ключевые слова текста и по опорным словам дать устное пояснение у географической или политической карты.

Например: «Канада, полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам (Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Тихий океан). На материке Северная Америка, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее на уроках географии при изучении материков в седьмом классе, природных зон мира и России в 7 - 8 классах, стран и регионов России с 6 по 11 классы можно включить аналогичные задания в промежуточный и итоговый контроль. Можно предложить по заданным ключам составить описание или самостоятельно придумать аналогичное задание или оформить практическую работу в предложенной форме.

При подготовке к итоговой аттестации в качестве отработки умений выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений в проверочных и практических работах предлагаю выпускникам составление алгоритма с подробными пояснениями.

Представлю вариант алгоритма, разработанный учащимися 9 класса. «Определить регион России по описанию. Этот автономный округ находится в азиатской части России. Он омывается водами Северного Ледовитого океана. На территории округа находится устье одной из наиболее протяженных рек России. Большую часть округа занимает тундра. Основное богатство - природный газ».

Для его решения найдём «ключи» - характеристики, указывающие на уникальные особенности этого региона нашей страны.

Выстраиваем алгоритм ответа. Анализируем каждое утверждение в задании.

  1. В азиатской части России находятся следующие автономные округа: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Чукотский, Корякский.
  2. Водами Северного Ледовитого океана омываются Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский автономные округа.
  3. Устье одной из протяженных рек России находится в Таймырском (Енисей) и Ямало-Ненецком (Обь) автономных округах.
  4. Большую часть территории занимает тундра в Таймырском и Ямало-Ненецком автономных округах.
  5. Основное богатство округа - природный газ - в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ответ: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Достаточно эффективным приёмом для привлечения детей к изучению географии считаю использование на уроке дополнительной литературы. Работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Фольклор, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки - обогащают содержательную сторону урока.

Таким образом, использование рассмотренных приемов и примеров в учебном процессе поддерживает познавательный интерес, 90 % выпускников выбирают географию в качестве предмета ОГЭ. Анализ использования на уроках приема «ключей - характеристик» показал, что 78 % моих выпускников научились выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Система работы учителя, отчасти представленная в статье, позволяет к концу учебного года сформировать у 51 % пятиклассников умение работать с текстом, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Умение работать с различными знаковыми системами на уроках географии, способствует углублению знаний и расширению кругозора - учащиеся сочиняют стихи, пишут сочинения, изображают красоту природы в рисунках, работают с литературой при оформлении работ.

Литература

1. Тхуго И.Л. Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время./ Методические ориентиры. География. Все для учителя! - №3(15) март 2013. - с.2-7.