По итогам ГИА, на протяжении последних лет, одним из главных недостатков подготовки выпускников по географии является несформированность умений выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Задания высокого и повышенного уровня сложности традиционно вызывают у учеников затруднения, с ними справляются менее 50% выпускников. В ЕГЭ это задание № 24, №25, в ОГЭ - №30.
Особенно заметны затруднения у в выпускников 9 классов, где доля выполнения заданий составляет 43%. Задание проверяет комплексные географические знания и метапредметные умения: умение работать с различными источниками географической информации, географическими картами как различными знаковыми системами. При этом выпускник, конечно же, должен знать особенности географического положения природы и природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуру и историю развития крупных стран мира и регионов России и другие географические особенности и характеристики, а также владеть понятийным аппаратом.
Таким образом, выпускники не умеют по предложенному тексту определить географический, выявлять главные, существенные признаки понятий, что и требует поиска эффективных приемов формирования познавательных метапредметных умений средствами урока географии.
В географии понятие «текст» трактуется широко: текст может включать не только слова ,но и визуальные изображения в виде диаграмм ,рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные - без визуальных изображений, и не сплошные, включающие такие изображения. Необходимость формирования навыков работы с текстом для географии особо актуальна, так как её отличает огромный поток сведений из разных знаковых систем. Важно научить обучающихся работать с текстом.
Эффективным видом учебной работы является создание географического образа территории. Географический образ - это совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений о реальных пространствах, местностях, территориях, регионах, странах, ландшафтах. В школьном курсе географии он позволяет использовать широкий спектр различных методов, приемов работы и их сочетаний, повышающих эффективность преподавания, делающих более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающих объемов учебных материалов. По мнению Н.Н.Баранского, «основным объектом изучения географии является страна и район (большой или малый) во всем своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географических работ» [1].
Формирование образа территории, так же, как и формирование универсальных учебных действий - процесс длительный и сложный. Источниками формирования являются:
- окружающая учащихся географическая деятельность;
- наглядные средства обучения: карты, таблицы, графическая наглядность, дополнительный текст и иллюстративный материал учебника, модели графических объектов и явлений;
- электронные средства обучения: компьютерные программы, презентации к урокам, учебные компакт - диски, веб-сайты и веб-страницы с материалами по темам школьных курсов географии;
- географические карты, в том числе и контурные карты;
- яркий образный рассказ учителя;
- познавательные телевизионные программы;
- хрестоматии по географии с описанием изучаемых территорий. [ 2].
При составлении опорных схем, конспектов, кластеров совместно определяются критерии к выполнению работы и её содержанию. Представленные ниже примеры можно отнести к проектно-исследовательской деятельности, мини проекту, которые также формируют метапредметные результаты благодаря самостоятельному отбору учащимся содержания и литературы, анализу выбранной информации, её систематизации, индивидуальности изложения и стилистики оформления. Данный навык позволяет формировать комплексное представление об изучаемом объекте, явлении, понятии сформировать географический образ. Кроме того, он обеспечивает формирование умения выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений, работать с различными источниками географической информации и с географическими картами. Это иллюстрирует представленная ниже работа учащегося.
Для закрепления понятий с 5 по 11 класс использую приём «Синквейн» - быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих.
Назовите тему одним словом |
Сочи |
Япония |
Крондштат |
Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют |
Курортный,
|
Островная прогрессивная |
Западный,
|
Назовите три действия, которые можно при этом выполнять |
Принимает
|
Производит Экспоритует
|
Защищал
|
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме |
Самый длинный город России |
Страна - восходящего солнца |
Точка отсчета многих славных моряков России |
Как одним словом можно обобщить тему |
Солнце |
Архипелаг |
Форпост |
Кроме того, использую приготовленный дома синквейн и предлагаю в качестве проверки домашнего задания, составить по нему краткий рассказ - это и рефлексия, и самоконтроль.
С пятого класса включаю задание по определению местоположения страны на географической карте. Совместно с обучающимися определяем основные критерии, по которым пятиклассник способен определить страну, материк, океан по её краткому описанию. Так, например, предлагается отрывок текста:
«Эта страна полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам. На материке, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее пятиклассникам предлагается алгоритм выполнения задания:
- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
В Западном полушарии, к трём океанам, первой по площади.
- расскажи по опорным словам (разверни информацию);
В течение 5 минут, индивидуально или в парах, предлагается выделить ключевые слова текста и по опорным словам дать устное пояснение у географической или политической карты.
Например: «Канада, полностью расположена в Западном полушарии и имеет выход к трём океанам (Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Тихий океан). На материке Северная Америка, где страна расположена, она является первой по площади территории и третьей по численности населения». Далее на уроках географии при изучении материков в седьмом классе, природных зон мира и России в 7 - 8 классах, стран и регионов России с 6 по 11 классы можно включить аналогичные задания в промежуточный и итоговый контроль. Можно предложить по заданным ключам составить описание или самостоятельно придумать аналогичное задание или оформить практическую работу в предложенной форме.
При подготовке к итоговой аттестации в качестве отработки умений выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений в проверочных и практических работах предлагаю выпускникам составление алгоритма с подробными пояснениями.
Представлю вариант алгоритма, разработанный учащимися 9 класса. «Определить регион России по описанию. Этот автономный округ находится в азиатской части России. Он омывается водами Северного Ледовитого океана. На территории округа находится устье одной из наиболее протяженных рек России. Большую часть округа занимает тундра. Основное богатство - природный газ».
Для его решения найдём «ключи» - характеристики, указывающие на уникальные особенности этого региона нашей страны.
Выстраиваем алгоритм ответа. Анализируем каждое утверждение в задании.
- В азиатской части России находятся следующие автономные округа: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Чукотский, Корякский.
- Водами Северного Ледовитого океана омываются Ямало-Ненецкий, Таймырский, Чукотский автономные округа.
- Устье одной из протяженных рек России находится в Таймырском (Енисей) и Ямало-Ненецком (Обь) автономных округах.
- Большую часть территории занимает тундра в Таймырском и Ямало-Ненецком автономных округах.
- Основное богатство округа - природный газ - в Ямало-Ненецком автономном округе.
Ответ: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Достаточно эффективным приёмом для привлечения детей к изучению географии считаю использование на уроке дополнительной литературы. Работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Фольклор, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы и сказки - обогащают содержательную сторону урока.
Таким образом, использование рассмотренных приемов и примеров в учебном процессе поддерживает познавательный интерес, 90 % выпускников выбирают географию в качестве предмета ОГЭ. Анализ использования на уроках приема «ключей - характеристик» показал, что 78 % моих выпускников научились выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений. Система работы учителя, отчасти представленная в статье, позволяет к концу учебного года сформировать у 51 % пятиклассников умение работать с текстом, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Умение работать с различными знаковыми системами на уроках географии, способствует углублению знаний и расширению кругозора - учащиеся сочиняют стихи, пишут сочинения, изображают красоту природы в рисунках, работают с литературой при оформлении работ.
Литература
1. Тхуго И.Л. Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время./ Методические ориентиры. География. Все для учителя! - №3(15) март 2013. - с.2-7.