Человек приходит в мир девственно чистым, не обладая никакими знаниями и навыками. Ему необходимо осваивать все — от элементарного умения ходить и говорить до тонкостей сложнейших наук. На протяжении всей жизни люди непрерывно учатся. Нет, наверно, более естественного и одновременно сложного для человека процесса, чем познание, и самый трудный период его — начало, когда ребенок, в сущности, только заговорив, приступает к изучению сложнейшего мира. Ему нужно в кратчайшие сроки овладеть знаниями, которые до него тысячелетиями накапливало все человечество. Если вдуматься, эта задача настолько сложна, что можно засомневаться в ее выполнимости. Но дети за десяток лет получают вполне обширные сведения по многим областям самых разных наук. Это становится возможным только благодаря существованию такого удивительного явления, как институт учительства.
Есть люди, добротой щедры,
И, щедрость без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом людей всех согревая!
К далекой юности направь свой легкий шаг …
Как в детстве хочется пожить всем людям снова!
Учитель! Как волшебники как маг!
И, словно в музыку, влюбленты в это слово.
Нет, наверно, более распространенной профессии, чем учитель. Мы все чьи-то ученики. Однако у кого повернется язык называть эту профессию ремеслом? Скорее, это все же искусство, потому что работа хорошего педагога состоит из неимоверного количества составляющих, вбирающих в себя как высочайшие душевные качества, так и прекрасное знание преподаваемого предмета. К тому же учитель должен быть и артистом, и психологом, и духовником. К сожалению, ученые пока не придумали, как выяснить, способен ли человек учить других. Известные педагоги утверждают, что люди, решившиеся посвятить свою жизнь школе, должны любить детей, быть добрыми, мудрыми.
В далеком 1994 году я закончила Бугурусланское педагогическое училище. Учиться было интересно. Незаметно пролетело время теоретической части познания учительского ремесла. И вот – ПРАКТИКА. Конспект урока, сто раз перечитанный, готов, наглядный материал – полный пакет. Первый мой урок - математика в 1 классе «Решение задач». Звенит звонок на урок.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. А что дальше, не помню… Как же так? Всё в голове перемешалось. Меня выводят из этого состояния глаза мальчика, как сейчас их вижу, большие голубые глаза. Это был Мишка…, с вьющимися, цвета соломы, волосами. Его добрый, открытый взгляд спас меня…
На вопрос чем для меня привлекательна профессия педагога, отвечу так:
— Благодаря своей профессии я сохраняю молодость души, поскольку всегда нахожусь среди детей. У нас творческая работа, в которой нет места для рутины. Представьте, приходят дети, которые не умеют писать, мало, кто читает даже по слогам. Путаются где «лево», а где «право», сколько будет «два» плюс «два», а спустя годы они занимают призовые места в олимпиадах по литературе и русскому языку, решают сложные задачи и им это нравится. Приятно сознавать, что в этом есть результат и твоего труда. Мне нравится, что педагогам всегда приходится быть в поиске, постоянно учиться, экспериментировать.
Моя профессия придает мне силы и гордость за своих воспитанников, которые становятся достойными гражданами России.
Наша профессия предполагает непрерывную работу над собой. Хочется хотя бы раз в год выезжать на курсы повышения квалификации, но, увы, кризис коснулся и образования. За свой счет мало кто из педагогов, к сожалению, может позволить такую роскошь. А ведь без постоянного самосовершенствования легко «потерять форму».
Сегодня усилился груз ответственности за детей, так как школа чуть ли не в одиночку должна защищать вековые нравственные устои, моральные нормы. Учитель часто ощущает себя этаким лермонтовским «пророком», в которого часто летят «каменья» неоправданных обвинений. Что только не говорят в последнее время о педагогах! И в прессе, и по телевидению очень часто обсуждают случаи из ряда вон выходящие, абсолютно нетипичные. Конечно, в школе тоже бывают случайные люди. Но нельзя огульно обвинять всех, ставить по разные стороны баррикад учителей и учеников, учителей и родителей. Поверьте, для подавляющего большинства педагогов самое важное — вырастить здорового, порядочного, образованного человека.
Финансирование школы в настоящее время ещё одно больное место, а особенно заработная плата учителя. Стоя у доски, учитель не должен думать о том, из чего сегодня готовить ужин. А приходится... И выглядеть педагоги должны достойно, а не как сегодня, когда дети порой одеты лучше, нежели их наставники. Чтобы как-то выживать, мы вынуждены брать большую нагрузку. Сложили даже такой анекдот: на одну ставку нечего есть, а на две — некогда. Потому мы берем полторы.
Первый мой выпуск четвероклассников был в 1996 году. С каждым новым набором первоклассников острее встает тема воспитание. Нельзя взваливать весь груз ответственности за воспитание ребенка на одного классного руководителя. В первую очередь это обязанность родителей. Некоторые же из них самоустраняются от воспитания детей, годами не приходят на собрания, объясняя это своей занятостью, а случись что — предъявляют к учителям серьезные претензии. Часто получается, что днем детей воспитывает школа, вечером — улица, родители же просто «выпадают» из этого процесса.
Надо с этим всем бороться. Как?
— Перемены уже происходят. И я считаю, что они идут в нужном направлении. Это и внеклассные мероприятия с участием родителей и родительские собрания с привлечением детей. Система профильного образования, на мой взгляд, помогает «разгрузить» детей от лишней информации, которая им никогда в жизни не пригодится.
Хочется подвести итоговую черту. Задать вопрос. Какой ты современный учитель?
Униженный, материально не обеспеченный и при этом продолжающий любить детей и работать. Но в то же время это человек улыбчивый, уверенный, уважительный, удивительный, успешный, раскрепощенный и свободно мыслящий.
Очень хочу, чтобы дети нас принимали и понимали, сочувствовали родные и близкие, а государство относилось к нашему труду с благодарностью.