Цель: познакомить учащихся с написание новой буквы «У».
Задачи:
Образовательные: научить учащихся грамотно и красиво писать строчную и заглавную букву «Уу».
Развивающие: развивать речь; мелкую моторику пальчиков; логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к письму, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: прописи, ручка, проектор (презентация).
Ход урока
1. Организационный момент
- Заливистый школьный звонок
Позвал 1А на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны.
- А сейчас мы проверим на сколько вы внимательны и старательны.
Игра «Доскажите словечко»
Он плывет на простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг –
Электрический…(утюг).Все ребята со двора
Малярам кричат…(ура!)Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу?...(Ученик.)Долгожданный дан звонок –
Это начался…(урок).Я нашел сучок в лесу
Он похож на букву …
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву...
– Чем похожи слова-отгадки? (Эти слова начинаются на звук [у].)
2. Актуализация опорных знаний
- На какие две группы делятся звуки в русском языке? (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие).
- А какие гласные звуки вы уже знаете?
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные).
- Посмотрите на экран: назовите словом каждого, кто изображен тут? (утка, гуси, голуби, журавли – птицы).
- Как одним словом можно их назвать? (птицы).
- А чем отличаются звуки от букв? (звуки произносим, буквы пишем)
- Какие буквы в этих словах мы можем уже записать? (А, а, О, о, ? у, ы)
- Почему здесь знак вопроса? (не умеем писать заглавную У). Значит чему нам нужно сегодня учиться?
Слайд с именами
- К нам пришли гости. Кто они? (мальчик Устин, девочка Улита)
- Посмотрите какие необычные, редкие имена. Как вы думаете, сможем ли мы написать сразу их имена? Почему? (Мы не умеем писать все буквы).
- Значит, чему мы должны научиться сегодня? (писать У)
- Давайте составим звуковую модель данных слов (на планшете)
Сравниваем звуковые модели между собой. Сходства и различие.
- А сейчас мы попробуем напечатать имена ребят с помощью знакомых нам букв.
- С какой буквы мы начнем печатать имя Устин?
- Покажите мне эту букву. (У,у). У нас их две заглавная и строчная. Покажите мне какую букву возьмете вы? Напишите на планшете (печатают).
- Многие напечатали правильно, взяли заглавную букву. Почему? Объясните.
(имена людей пишутся с заглавной буквы).
- А теперь попробуем написать? Кто сможет написать?
3. Постановка цели и задач урока
- У нас проблема, мы не все знаем, как правильно записать начало имени мальчика.
- Значит, чему мы сегодня с вами должны научиться? (научиться писать заглавную У).
4. Формирование зрительного образа заглавной буквы «У» в памяти учащихся
СРАВНИВАЕМ
- Сколько букв печатных? (2)
- Сколько букв письменных? (2)
- Почему? Заглавная нужна для того чтобы писать имена людей, а еще что мы пишем с заглавной буквы? (названия рек, городов), показать начало высказывания. А в остальных словах нам нужна строчная буква у.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «у»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните маленькую печатную букву «у» и заглавную письменную букву «у».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «у».
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «у». (Полоска в форме прямой линии с закруглением внизу влево и полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
Если учащиеся будут испытывать затруднения, то учитель может раздвинуть элементы, из которых состоит эта буква.
КОНСТРУИРУЕМ
– Выполните конструирование заглавной буквы «У» у себя на столе.
- А теперь (пропись №2, с. 9.) найдите нужные элементы заглавной буквы У (показ стрелочками).
5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся
1. Учитель дает полное и краткое объяснение образца начертания заглавной буквы «У» на доске мелом.
Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо делаем закругление, коснувшись ее (1). Опускаем вниз прямую (2). Не дойдя до верхней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее (3). Ведем плавную линию вверх до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз опускаем прямую (5). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (6).
Слева направо (1), вниз (2), вправо (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), влево (6).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «У» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «У» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
ПРОГУЛКА
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу. На вторую строчку по столу двигаются указательные. На третью – движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопок обоими кулачками по поверхности стола.
6. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «У»
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Физкультминутка
7. Выполнение речеязыкового задания
– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Белые медведи.)
– Где живут белые медведи?
– Вспомните мультфильм про белого медведя. Как его звали? (Умка.)
– Имя белого медвежонка зашифровано в схеме слова. Проанализируйте эту схему. Сколько звуков в этом слове?
– Какой звук стоит на первом месте?
– Какой звук стоит на последнем месте?
– Перекодируйте звук [у] в печатную и письменную буквы «у». Какую букву надо писать в кличке животного? (Заглавную букву.)
– Перекодируйте звук [а] в печатную и письменную буквы «а».
– Составьте предложения по данному рисунку. Постройте схему своего предложения.
Умка живет на Севере.
(ребенок у доски)
8. Выполнение логических заданий с буквами
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы У – у. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы У – а. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Прочитайте слово, записанное на нижней строчке. Кто произносит такие слова?
– Какие виды соединений здесь использованы? (Нижнее соединение.)
Учитель показывает на доске образец написания слова «Уа». Далее учащиеся работают в тетради самостоятельно.
9. Рисование узора-бордюра
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Прямая линия, прямая линия с закруглением вверху и внизу.)
10. Итог урока
У нас была проблема, мы не могли записать имена наших гостей? - А теперь мы сможем записать их имена? (записывают в тетради). Что вам больше всего понравилось? Что узнали нового?
Продолжи фразу