Класс: 8 класс (общеобразовательный).
Время занятия: 45 мин.
Место проведения: класс.
Форма проведения занятия: урок.
Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся по решению задач на применение теоремы Пифагора.
Задачи:
образовательные:
- обобщить имеющиеся знания о нахождении сторон в прямоугольном треугольнике;
- совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы Пифагора в задачах практического содержания.
воспитательные:
- вовлечь в активную деятельность всех обучающихся класса;
- способствовать формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению;
- создать условия для воспитания навыков сотрудничества.
развивающие:
- способствовать развитию логического мышления;
- способствовать развитию стремления к самостоятельной работе.
Образовательные результаты:
личностные:
- уметь четко и грамотно выражать свои мысли;
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь работать в, группе, паре и индивидуально.
метапредметные:
- уметь обрабатывать полученную информацию;
- уметь контролировать и оценивать предлагаемые действия;
- уметь адекватно оценивать результаты своей деятельности.
предметные:
- знать понятия: прямоугольный треугольник, и его свойства, равнобедренный и его свойства, равносторонний треугольники, площадь прямоугольника;
- уметь решать задачи на нахождение сторон прямоугольного треугольника, используя теорему Пифагора; уметь решать неполные квадратные уравнения.
Кейc-метод: Вид кейса: практический.
Тип кейса: эвристический.
Структура урока:
1. Инициация, мотивирующее начало урока – мин.
2. Вхождение или погружение в тему урока – мин.
3. Формирование ожиданий и опасений – мин.
4. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа) – мин.
5. Тест за минутку (индивидуальная работа)
6. Проработка содержания темы с последующей проверкой (работа в парах) – мин.
7. Физкультминутка – мин.
8. Проработка содержания темы с последующей проверкой (работа в группе) – мин.
9. Итог урока – мин.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – мин.
11. Рефлексия – мин.
Ход урока
Инициация, мотивирующее начало урока
Доброе утро, уважаемые ученики!
Вхождение или погружение в тему урока
Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять слова английского философа Герберта Спенсера «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те которые превращаются в умственные мышцы.»
Как мы сегодня будем прокачивать знания?
Какую цель Вы можете поставить сегодняшнему уроку геометрии?
(Обучающиеся формулируют цели урока.)
Молодцы!
Формирование ожиданий и опасений
Учитель. У Вас на партах лежат «яблоки» и «лимоны» (красные и желтые кружки). На «яблоках» запишите, что вы ожидаете от урока, на «лимонах» – что опасаетесь. Отложите «фрукты» до конца урока.
Актуализация опорных знаний (фронтальная работа)
Для того чтобы наша работа была успешной, давайте повторим некоторые геометрические факты.
- Дайте, пожалуйста, определение прямоугольного треугольника? Как называются стороны прямоугольного треугольника?
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 13 см. Чему равна гипотенуза? Почему?
- Один из углов прямоугольного треугольника равен 35°. Чему равны остальные углы? Почему?
- Один из углов равнобедренного треугольника равен 50°. Чему равны остальные углы? Почему?
- Какой треугольник называется равносторонним?
Проверочная работа (тест "Вспомни")
Вот сейчас с помощью тестов мы и проверим, насколько уверенно вы ориентируетесь в теореме Пифагора. Тесты несложные, но их результаты будут учтены при выставлении оценки за урок. У вас 1 минута
Тест
1. К каким треугольникам можно применить теорему Пифагора?
а) любым;
б) прямоугольным;
в) равносторонним
2. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы?
а) нет;
б) не знаю;
в) да
3. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, катет 3 см. Найти длину второго катета?
а) 8 см;
б) 4 см;
в) 10 см
4. Если с - гипотенуза, а и в - катеты, то теорема Пифагора записывается так:
а) а2 = с2 - в2
б) в2 = с2 – а2
в) с2 = а2+ в2
5. В прямоугольном треугольнике углы равны:
а) 90; 60; 90;
б) 45; 90;45;
в) 60; 30; 60
6. Верно ли, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза больше любого из катетов?
а) нет;
б) не знаю;
в) да
7. Чему равна гипотенуза прямоугольного треугольника с катетами 3 см и 4 см?
а) 7 см;
б) 5 см;
в) 12 см
Ответы: 1.б; 2.в; 3.б; 4.в; 5.б; 6.в; 7.б.
Проработка содержания темы с последующей проверкой
Проблемное задание: Многие люди хотят жить в своем доме. Люди строят дома по своим проектам с учетом своих потребностей, желаний и представлений о своем доме. Какой бы ни был дом, у него всегда есть крыша. Домовладельцу, который сам строит дом, необходимо выбрать тип крыши, отвечающий природно-климатическим условиям и экономически менее затратный. Познакомитесь с дополнительной информацией, знание которой поможет вам прийти к выбору типа крыши, отвечающей природно-климатическим условиям:
Дополнительная информация
Каждый день наш взгляд сталкивается с различными зданиями, и любое из них венчается крышей. Это может быть типовая плоская кровля многоэтажки, или классический двускатный «домик». Бывают и необычные варианты, которые встречаются нечасто, и приковывают к себе внимание прохожих.
Устройство крыши и кровли (защитного покрытия, предохраняющего здание от ветра, осадков, и прочих природных и техногенных вредных воздействий) – последний этап монтажных работ в строительном цикле. Однако от того, насколько успешно он будет выполнен, зависит и итоговый результат всего процесса – без надежной кровли дом бесполезен.
Виды крыш
Какие виды крыш бывают, и по каким признакам классифицируются? Самый важный параметр, по которому различают форму крыши – это уклон. По нему крыши могут быть плоскими или скатными.
Крыши различают по степени уклона кровли:
- плоская (которые имеют перепад по высоте между противоположными краями кровли в пределах 3%);
- скатная (где кровельный материал отклонен относительно поверхности земли, не менее чем на 10%).
Отдельно следует остановиться на степени полезного использования крыши, поскольку в условиях крупного города она оказывается неплохим способом расширения жизненного пространства. По этому признаку крыши бывают:
- неэксплуатируемые — не предусмотренные для какого-либо использования, но иногда требующие обслуживания, например – уборки снега зимой;
- эксплуатируемые – где поверхность крыши имеет, помимо основного назначения, еще и дополнительные функции - спортивные площадки, места для отдыха, солярии, открытые кафе, паркинги, "зеленая крыша" - высажены живые растения.
Рассмотрим какие виды скатных крыш существуют.
Из имеющихся, необходимо выбрать наиболее простые для построения домовладельцем.
Виды скатных крыш:
Скатные крыши делятся по количеству плоскостей:
- односкатные;
- двускатные;
- вальмовые;
- многощипцовые.
Практическая необходимость выбора крыш
Чаще всего выбор конкретного вида скатной крыши определяется погодными условиями региона и историческими традициями. Например, в северных регионах, с обильным количеством снега и длительной зимой (например, севере России, в Финляндии и Швейцарии), традиционно преобладают двускатные крыши с длинными свесами (в классическом альпийском шале они практически доходят до земли). Также объем осадков влияет и на уклон такой конструкции, как крыша своими руками – ведь при 60º и более снег практически на кровле не задерживается.
В холодном климате проблема зимней очистки крыш от снега достаточно актуальна. Однако не стоит слишком усердствовать с уклоном кровли – ведь снег служит хорошим теплоизолятором, поэтому умеренный его слой холодному чердаку не повредит. К тому же, чем больше уклон – тем выше расходы на устройство крыши. Но, независимо от того, у кого какие цели, можно с уверенностью сказать одно: кровля требуется каждому дому, и разные их формы и виды будут нам встречаться ежедневно в обозримом будущем.
Проверка результатов (освоения информации)
Какие виды крыш бывают, и по каким признакам классифицируются?
- крыши могут быть плоскими или скатными;
- крыши бывают неэксплуатируемые и эксплуатируемые;
Какие виды скатных крыш существуют?
Скатные крыши делятся по количеству плоскостей: односкатные, двускатные, вальмовые, многощипцовые.
Стоит ли учитывать погодные условия региона и исторические традиции при выборе конкретного вида скатной?
Чаще всего выбор конкретного вида скатной крыши определяется погодными условиями региона и историческими традициями. Например, в северных регионах, с обильным количеством снега и длительной зимой традиционно преобладают двускатные крыши. Также объем осадков влияет и на уклон такой конструкции, как крыша своими руками – ведь при 60º и более снег практически на кровле не задерживается.
В холодном климате проблема зимней очистки крыш от снега достаточно актуальна. Однако не стоит слишком усердствовать с уклоном кровли – ведь снег служит хорошим теплоизолятором, поэтому умеренный его слой холодному чердаку не повредит.
Веселая минутка «Где ошибка?»
Проработка содержания темы с последующей проверкой.
Выполнение практической части
Каждая группа обучающихся после знакомства с представленной информацией, выполняет вычислительную работу по каждому представленному виду крыш. Сначала, длину скатов по теореме Пифагора, затем площадь покрытия скатов крыши. После этого выполняет сравнение полученных результатов и вывод, какая крыша экономически выгодна.
Уточненное задание
Предлагается:
1) по данным размерам дома рассчитать площадь односкатных и двускатных крыш. Дом размерами 5,5м ˟ 8м. Высчитайте площадь крыши, которую необходимо покрыть кровлей.
2) сравнить полученные результаты и сделать вывод, какая крыша экономически выгодна.