Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
8 класс ( 34 чса)
Раздел 1. Вводное занятие – 1 час.
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.
Форма организации: беседа, просмотр учебного фильма
Виды деятельности: тестирование на определение уровня математических способностей. Знакомство с математической библиотекой, электронными ресурсами.
Раздел 2. Задача как объект изучения – 1 час.
Задача как предмет изучения в процессе обучения. Разбор задачи на части: отделение условия (то, что дано) от заключения, вопроса задачи (того, что надо найти). Нахождение взаимосвязи между тем, что дано, и тем, что надо найти. Важность умения ставить вопросы. Различные способы записи краткого условия: таблицы, схемы, рисунки, краткие записи.
Постановка вопросов к условию задачи, подбор ассоциаций, умение находить аналогии и различия в изучаемом объекте. Оперирование вопросами при решении задач разного вида. Оформление краткого условия задач различными способами.
Форма организации : беседа, групповая работа
Виды деятельности: составление таблиц, схем, рисунков
Раздел 3. Элементы теории множеств - 1 час.
Вводная характеристика теории множеств. Множество точек на прямой. Принадлежность точки графику функции (принадлежность элемента множеству). Пустое множество. Теория множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Решения неравенств (промежутки и операции над ними).
Форма организации: беседа, фронтальная работа
Виды деятельности: защита рефератов
Раздел 4. Задачи практико-ориентированного содержания – 8 часов
Воссоздание общей системы всех видов задач. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие.
Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов задач повышенной трудности:
- решение задач на составление систем линейных уравнений;
- практикум-исследование решения задач на составление систем линейных уравнений (индивидуальные задания);
- приведение к единице, решение задач на прямую пропорциональность;
- на переливание;
- на площади и объемы;
- практикум-исследование решения задач (индивидуальные задания);
- задачи на встречное движение двух тел;
- задачи на движение в одном направлении;
- задачи на движение тел по течению и против течения;
- практикум-исследование решения задач на движение (индивидуальные задания);
- задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
- задачи на нахождение процентов от числа;
- задачи на нахождение числа по его процентам;
- задачи на составление буквенного выражения;
- практикум-исследование задач на дроби и проценты (индивидуальные задания);
- решение задач на совместную работу;
- задачи на обратно пропорциональные величины;
- практикум-исследование задач на совместную работу (индивидуальные задания).
Форма организации: беседа, групповая работа
Виды деятельности: решение практических задач
Раздел 5. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур – 3 часа
Введение элементов геометрии. Геометрия вокруг нас. Существующие способы овладения чертежными инструментами. Красота геометрических построений. Разнообразие видов геометрических фигур. Симметрия, ее виды. Симметрия и асимметрия в нашей жизни. Золотое Сечение: история открытия; сферы использования. Геометрические головоломки.
Исследование задач геометрического характера:
- Практическая работа с чертежными инструментами;
- Задачи на построение фигур линейкой и циркулем;
- Задачи на построение некоторых геометрических фигур с помощью подручных средств (веревка, бутылка с водой, груз и др.);
- Задачи на вычисление площадей;
- Задачи на перекраивание и разрезания;
- Исследование объектов культурного наследия, в которых применяется Золотое Сечение (по репродукциям);
- Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Знакомство с мозаиками М. Эшера;
- Практическое занятие с выходом в город с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии (асимметрию) и Золотое Сечение (с созданием фотогазеты);
Форма организации: беседа, обсуждение, индивидуальная работа
Виды деятельности: презентация на тему: «Вычисление площадей»
Раздел 6. Математический фольклор – 3 часа
Особенности развития математики на Древнем Востоке. Математики Древнего Востока. Япония-родина оригами. Шахматы. Шахматные задачи. Развитие математики в России. Задачи Магницкого. Отражение народных традиций в математических задачах.
Решение задачи Аль-Хорезми на взвешивание. Восточная задача о наследстве. Правила складывания базовых фигур оригами. Выполнение моделей оригами простого и среднего уровня сложности. Решение задач на шахматной доске. Задачи на старинные меры измерений.
Форма организации: беседа, обсуждение, групповая работа
Виды деятельности: творческая работа на тему: «Задачи древности»
Раздел 7. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики – 8 часов
Что такое логика. Великие личности о логике. Значение логики для некоторых профессий. Элементы теории вероятностей (Т.В.). Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. В чем вред азартных игр.
Понятие графов. Софизмы. Парадоксы. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач.
Знакомство со способами решения доступных задач по Т.В. Разбор некоторых олимпиадных задач.
- Решение софизмов, парадоксов;
- Задачи на случайную вероятность;
- Решение задач на вероятность событий практико-ориентированного содержания: «Расчет возможности выигрыша в лотерею»; «В чем вред «одноруких бандитов»;
- Решение задач на графы;
- Решение логических задач с помощью составления таблиц;
- Решение логических задач из коллекции математических праздников;
Форма организации: беседа, работа в парах
Виды деятельности: творческие работы по составлению софизмов, парадоксов
Раздел 8. Исследовательская работа – 6 часов
Понятие исследовательской работы, ее основные приемы, методы. От исследования произвольно выбранного объекта к исследованию математического объекта. Исследование других математических объектов, их значение в окружающем мире.
Неразрывная связь математики с другими науками. Умение самостоятельно добывать знания из разных источников информации. Необходимость использования математических знаний в повседневной жизни, науке и других областях человеческой жизнедеятельности. Математика как аппарат для проведения вычислений и фактор, стимулирующий исследовательскую работу.
Методика составления задач по известным фактам.
Продуктивная работа с различными источниками информации. Составление авторских задач с использованием добытой информации.
Форма организации: беседа, работа в группах
Виды деятельности: защита авторских задач
Раздел 9. Театрализация постановок из истории развития математики, выполнение и защита проектов – 2 часа
Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира. Как театрализация способствует развитию воображения, эрудиции, а также самостоятельности и др. качеств личности.
Форма организации: беседа, групповая работа
Виды деятельности: защита проектов через электронную презентацию или стенд.
Раздел 10. Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия.
Награждение лучших математиков. Фестиваль лучших исследовательских работ. Тестирование с целью диагностики изменения мотивации детей к изучению предмета. Обработка информации.
Форма организации: просмотр и обсуждение презентаций, творческих работ
Виды деятельности: просмотр фрагментов документального фильма
9 класс
Раздел 1. Логика и смекалка – 5 часов
Булева алгебра; виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; геометрические забавы.
Формы организации: практикумы, конкурсы, соревнование, брейн-ринг.
Виды деятельности: познавательная, тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Раздел 2. Площади фигур – 7 часов
Задачи на нахождение площадей:
- Квадрат и прямоугольник
- Треугольники общего вида
- Параллелограмм
- Прямоугольный треугольник
- Равнобедренный треугольник
- Трапеция
- Площадь круга и его частей
Форма организации: игра, соревнование, практикумы решения задач
Виды деятельности: познавательная, тренировочная, творческая, проблемно-ценностное общение.
Раздел 3. Окружность и его элементы– 3 часа
Центральные и вписанные углы. Касательная, хорда, секущая, радиус. Окружность, описанная вокруг многоугольника.
Формы организации: решения задач, исследовательский проект, математическая декада.
Виды деятельности: познавательная, тренировочная, творческая, проблемно-ценностное общение.
Раздел 4. Геометрическая задача на вычисление – 7 часов
Задачи на вычисление углов; элементов треугольника, четырёхугольника и окружности.
Формы организации: практикум решения задач, устный журнал, КВН, деловая игра.
Виды деятельности: познавательная, тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Раздел 5. Геометрическая задача на доказательство – 7 часов
Треугольники и их элементы; четырёхугольники и их элементы; окружности и их элементы.
Формы организации: практикумы решения задач, конференции, симпозиумы, проектная деятельность, презентации.
Виды деятельности: познавательная, тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Раздел 6. Выполнение и защита проектов - 4 часа
Развитие математики в разных странах на разных исторических этапах. Известные личности мира математики и их заслуги перед наукой. Знакомство с историческими сведениями о математиках Древнего Мира.
Форма организации: беседа, групповая работа
Виды деятельности: защита проектов через электронную презентацию или стенд.
Раздел 7. Итоговое занятие - 1 час
Подведение итогов года. Выявление самого активного участника. Поощрение победителей конкурсов и олимпиад. Рефлексия.
Награждение лучших математиков. Фестиваль лучших исследовательских работ. Тестирование с целью диагностики изменения мотивации детей к изучению предмета. Обработка информации.
Форма организации: просмотр и обсуждение презентаций, творческих работ.
Виды деятельности: просмотр фрагментов документального фильма.
Тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Форма контроля |
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
2 |
Задача как объект изучения |
1 |
|
|
3 |
Элементы теории множеств |
1 |
реферат |
|
Задачи практико-ориентированного содержания - 8 ч. |
||||
4 |
Задачи на совместную работу |
1 |
|
|
5 |
Площади |
1 |
|
|
6 |
Объёмы |
1 |
|
|
7 |
Движение |
1 |
|
|
8 |
Проценты |
1 |
|
|
9 |
Пропорции |
1 |
|
|
10 |
Задачи на переливания |
1 |
|
|
11 |
Задачи на взвешивания |
1 |
творческая работа |
|
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур - 3 ч. |
||||
12 |
Задачи на разрезание и перекраивание |
1 |
|
|
13 |
Укладка сложного паркета. Мозаика |
1 |
|
|
14 |
Геометрические построения без чертежных инструментов |
1 |
презентация |
|
Математический фольклор - 3 ч. |
||||
15 |
Математика Востока |
1 |
|
|
16 |
Шахматы |
1 |
|
|
17 |
Задачи Магницкого |
1 |
творческая работа |
|
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики - 8 ч. |
||||
18 |
Таблицы |
1 |
|
|
19 |
Таблицы |
1 |
|
|
20 |
Диаграммы |
1 |
|
|
21 |
Диаграммы |
1 |
|
|
22 |
Как узнать вероятность события? |
1 |
|
|
23 |
Факториал |
1 |
|
|
24 |
Решение логических задач. |
1 |
|
|
25 |
Решение логических задач |
1 |
тест |
|
Исследовательская работа – 6 ч. |
||||
26 |
Решение алгебраических задач исследовательского характера |
1 |
|
|
27 |
Решение геометрических задач исследовательского характера |
1 |
|
|
28 |
Выбор темы для исследования. Работа с научно-популярной литературой |
1 |
|
|
29 |
Исследование объектов |
1 |
|
|
30 |
Составление задач |
1 |
|
|
31 |
Составление задач |
1 |
исследовательская работа |
|
Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций и театральных постановок - 2 ч. |
||||
32 |
Оформление проектов (стенд, электронная презентация, театральная постановка) |
1 |
|
|
33 |
Защита проектов |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
защита проектов |
|
|
Итого: |
34 |
|
9 класс ( 34 часа)
|
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Форма контроля |
|
Логика и смекалка - 5 ч. |
||||
1 |
Булева алгебра |
1 |
|
|
2 |
Виды логических операций и их свойства |
1 |
|
|
3 |
Сюжетные задачи |
1 |
|
|
4 |
Решение старинных задач |
1 |
|
|
5 |
Геометрические забавы |
1 |
тест |
|
Площади фигур -7 ч. |
||||
6 |
Задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника |
1 |
|
|
7 |
Задачи на нахождение площади параллелограмма |
1 |
|
|
8 |
Задачи на нахождение площади треугольников общего вида |
1 |
|
|
9 |
Задачи на нахождение площади прямоугольного треугольника |
1 |
|
|
10 |
Задачи на нахождение площади равнобедренного треугольника |
1 |
|
|
11 |
Задачи на нахождение площади трапеции |
1 |
|
|
12 |
Задачи на нахождение площади круга и его частей |
1 |
презентация |
|
Окружность, круг и их элементы - 3 ч. |
||||
13 |
Центральные и вписанные углы |
1 |
|
|
14 |
Касательная, хорда, секущая, радиус |
1 |
|
|
15 |
Окружность, описанная вокруг многоугольника |
1 |
творческая работа |
|
Геометрическая задача на вычисление - 7 ч. |
||||
16-18 |
Задачи на вычисление углов |
1 |
|
|
19-21 |
Задачи на вычисление элементов треугольника |
2 |
|
|
22 |
Задачи на вычисление элементов четырёхугольника |
2 |
реферат |
|
|
Задачи на вычисление элементов окружности |
2 |
|
|
Геометрическая задача на доказательство - 7 ч. |
||||
23-25 |
Треугольники и их элементы |
3 |
|
|
26-27 |
Четырёхугольники и их элементы |
2 |
|
|
28-29 |
Окружности и их элементы |
2 |
Исследовательская работа |
|
Выполнение и защита проектных работ в виде презентаций - 4 ч. |
||||
30-31 |
Оформление проектов (стенд, электронная презентация) |
2 |
|
|
32-33 |
Защита проектов |
2 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
защита проектов |
|
|
Итого: |
34 |
|