Особенности консультирования в практике педагога-психолога

Разделы: Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Имея опыт хотя и небольшой в медицинской практике и педагогической деятельности практически каждый день приходиться встречаться с людьми, которые желают изменить себя, близкого человека, ребенка или просто знакомого. Хотя разговоры об изменении происходят естественным образом каждый день. Мы принимает тот опыт, образ мыслей, поведение того человека, который нам кажется чуть счастливее и мудрее нас. И наш опыт показывает, что именно такие беседы происходят дисфункционально, хотя с наилучшими намерениями.

И ирония в том, что, когда человек решается на консультацию со специалистом, он приходит не для того чтобы меняться самому, он приходит для того чтобы научиться помогать людям (которые чем-то не устраивают его) измениться. И тут возникает ловушка: специалист хочет помочь, наставить на путь правильный и все из-за наилучших побуждений и с лучшими намерениями.

Беседа такого рода напоминает что-то из разряда «посидеть рядом с консультируемым и полистать его семейный альбом». Но время от времени специалист задает вопросы, но большую часть беседы он слушает, потому что история жизни человека – это его личная история. И цель специалиста – понять жизнь, какой она была до их встречи, увидеть мир его глазами, а не навязать свое видение.

Практические навыки, необходимые психологу для эффективной работы следующие:

1) эмпатическое принятие,

2) использование навыков активного слушания (техник вербализации),

3) Сопереживание,

4) Извлечение,

5) Подведение итогов.

Эмпатическое принятие и его выражение. Первое, «принятие подразумевает высокую оценку ценности и потенциала, присущих каждому человеческому существу» К.Роджерс назвал это отношение несобственнической заботой, или безусловным позитивным вниманием (или безусловным положительным отношением: «Принятие другого человека как отдельной личности, уважение к другому человеку как полноправно обладающему собственной ценностью. Это базисное доверие, вера, что этот другой человек каким-то образом изначально достоин доверия». В его теории это одно из необходимых и достаточных терапевтических условий для того, чтобы произошло изменение.

Э.Фромм описал это как уважение, которое представляет собой «способность видеть другого человека таким, какой он есть, осознавать его индивидуальность. Уважать человека – значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивался по своему собственному пути. Таким образом, уважение исключает использование одного в целях другого».

Навыки активного слушания (вербализации). Активное слушание — это процесс, заключающийся в повторении слов, фраз консультируемого, которые формулируются в виде вопросов. Задачами психолога являются:

1) подчеркивание собственной уверенности в его способности изменить образ жизни;

2) демонстрация, что Вы видите потенциал для позитивных изменений и верите.

Сопереживание

Сопереживание – это осознанное обязательство стремиться к благополучию и следовать насущным интересам другого человека.

Извлечение

Сущность консультирования начинается с предпосылки, основанной на вере в силу человека, заключающуюся в том, что люди уже имеют внутри себя большую часть того, что им нужно, а вашей задачей является выявить и раскрыть это в них. Имплицитный смысл такой: «У тебя есть то, что тебе нужно. Вместе мы найдем это». С этой точки зрения важнее сконцентрировать свое внимание и понять сильные стороны человека и его ресурсы, чем искать то, чего ему недостает. Предположение в данном случае заключается в том, что люди в действительности знают себя очень хорошо и обладают весомыми причинами делать то, что они до сих пор делали. В них самих заключаются мотивация и ресурсы, которые надо призвать.

Подведение итогов. При подведении итогов необходимо обобщить полученную информацию и вернуть ее, подчеркнув наиболее важные стороны. Подведение итогов заканчивается планированием дальнейшей работы. «Какие дальнейшие будут наши действия? Когда Вы планируете начать изменения в своей жизни?»

Сущность работы, описанная здесь, заключается в том, чтобы поместить перспективу консультируемого в центр внимания тех, кто оказывает помощь. В этой связи можно, предложить общие принципы помощи в рамках общей консультативной работы.

1. Наши услуги существуют, чтобы приносить пользу людям, которым мы оказываем помощь, а не наоборот.

2. Изменение – это прежде всего самоизменение. Консультирование лишь облегчают естественный процесс изменения.

3. Люди являются знатоками самих себя. Никто не знает о них больше, чем они сами.

4. Мы не должны заставлять совершить изменение. Правда в том, что мы не в состоянии сделать это в одиночку.

5. Мы не должны стараться отыскать все хорошие ответы. Велика вероятность, что самых лучших ответов у нас нет.

6. Люди обладают собственными силами, мотивацией и ресурсами, являющимися жизненно важными для совершения изменения.

7. Таким образом, изменение требует партнерства и сотрудничества двух экспертов.

8. Важно понять взгляд человека на ситуацию, на то, что ему нужно и как этого достичь.

9. Изменение – это не борьба за власть, где мы выигрываем в случае наступления изменения. Беседа об изменении должна восприниматься как танец, а не как рукопашный бой.

10. Мотивация к изменению должна не привноситься, а извлекаться. Она уже присутствует. Ее надо лишь «вытащить на свет».

11. Мы не можем отказать человеку в праве на выбор поведения. Люди принимают собственные решения о том, что они будут или не будут делать. Изменение не станет целью, пока человек внутренне не примет его.