Формирование проектных умений проводится в условиях групповой организации занятий; по мере усвоения новых способов и средств организации деятельности, увеличения степени самостоятельности в применении формируемых умений, происходит переход к работе в парах. При совместной работе в группе план является не только средством выполнения всех входящих в него операций, но и средством решения новых задач — распределения работы, установления элементарных производственных связей.
Отвечая на вопрос, каковы преимущества объединения усилий детей в решении задач и тренировке навыков, ведущий разработчик этой проблемы Г.А.Цукерман на основе обобщения проведенных в мире исследований отмечает, что при совместной учебной деятельности: возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя; меняется характер взаимоотношений между учениками; резко возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;
Анализ этих преимуществ сотрудничества показывает, что оно косвенно положительно влияет и на деятельность самого учителя, который получает значимое для него положительное подкрепление.
В самой проблеме организации собственной деятельности и сотрудничества у детей при работе в группе намечаются две стороны: а) влияние совместной деятельности на развитие ребенка, его умение учиться, на формирование группы, коллектива и б) изучение самого совместного действия и его роли в возникновении новых видов деятельности у детей.
Оценивая совместное действие как специфическую учебную ситуацию, можно сказать, что она должна отвечать требованиям: общности цели, выполнения собственного индивидуального действия каждым участником, координированности всеми всех и всего, неаддитивности, т.е. не простого сложения деятельности, а получения общего результата.
Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей и функций в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.
Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам.
Какие роли должны быть в группе? Здесь есть много вариантов, например:
- организатор – отвечает за работу группы в целом;
- чтец – читает вслух;
- секретарь – записывает от лица группы;
- докладчик (спикер) – рассказывает, что решила группа;
- хронометрист – следит за временем
- критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
- контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.
- «Почемучка» – задает уточняющие вопросы.
- Наблюдатель – следит за соблюдением правил групповой работы и вмешивается в случае их нарушения.
Роли могут быть связаны с общим ходом решения учебной задачи, а могут отражать специфику выполнения конкретного учебного задания в группе.
Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.
Организуя работу в группах, нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание. Работа может быть распределена следующим образом:
1) Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга.
2) Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы.
3) Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.
Поведение учителя во время групповой работы: учитель может контролировать, организовывать, оценивать работу учеников; участвовать в работе группы или предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
На таких занятиях у детей усилено внимание к содержанию изучаемого материала, повышена работоспособность, а также чувство ответственности за успехи своих товарищей и свои лично. Групповой момент способствует организации собственной деятельности и сотрудничеству, созданию познавательного мотива.
Приведем пример организации собственной деятельности и сотрудничества при распределении функций и ролей. Прежде всего перед группой учащихся ставится мыслительная и творческая задачи, решить которые можно только коллективно. Кроме того, общегрупповая по решению задачи деятельность имеет общий групповой результат, например высказывание всей группы, творческий проект. При этом индивидуальные высказывания учащихся имеют общий для всей группы смысловой стержень.
Например, учащиеся младших классов на занятии по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» по теме «Аквариум» ставят перед собой такую цель: формирование умения ставить задачу на планировании групповой работы, распределять и выполнять ее в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной активности. Первоначально каждый ребенок получает рабочую тетрадь и самостоятельно заполняет свой план работы, далее идет проговаривание с классом, о чем необходимо договориться при работе в группе (начинается распределение ролей в совместной деятельности); каждая группа в результате обсуждения придумывает панно, размечая изделие с помощью шаблонов аквариумных рыбок; групповое обсуждение о том, каких рыб ребята знают, так же обсуждают что такое аквариум, кто ухаживает за рыбками и в результате совместных высказываний приходят к общему мнению; затем переходят к компоновке изделия, при этом роли уже распределены, и каждый занимается только своим делом; в конце занятия каждая группа делает презентацию своей работы. В результате из отдельных ответов школьников складывается полное коллективное описание предмета.
Таким образом, можно говорить о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность учащегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных психологических механизмов, регулирующих и межличностное взаимодействие.