План самообразования педагога по теме «Моделирование – один из приемов развития у детей временных и пространственных представлений»

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Индивидуальный план самообразования

Цель самообразования по теме

Повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками с ФРЗ и ТНР

Задачи самообразования

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»
  2. Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ
  3. Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями
  4. Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием пособий, интерактивных форм работ
  5. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога

Актуальность

В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Изучение психолого-педагогической литературы и интернет-ресурсов, методика организации совместной деятельности на основе моделирования с дошкольниками с ОВЗ, разработка перспективного плана, внедрение системы в работу, обмен опытом

Этапы проработки материала

Диагностический, прогностический, практический, обобщающий, внедренческий

Ожидаемый результат

  1. Повышение качества коррекционно-развивающего обучения
  2. Разработка и внедрение системы совместной работы с дошкольниками с ОВЗ с использованием моделирования.
  3. Создание моделей (пособий) по формированию временных и пространственных представлений

Форма предоставления результатов

Фотоотчеты, видео-обзоры, выступление на педагогическом совете

2. Примерный план работы над темой по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Сентябрь 2019 г.

Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Октябрь 2019 г.

Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов. Корректировка работы.

Ноябрь 2019 г. -
Апрель 2020 г.

Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Предоставление материалов.

Май 2020 г.

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе работы. Распространение.

Участие в различного уровня мероприятиях в 2019 -2020 уч. г., в ходе дальнейшей педагогической деятельности

Отслеживание педагогическим работником работы по теме самообразования

1. Банк данных литературы по теме «Моделирование - один из приемов развития у детей временных и пространственных представлений»

  1. Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих//РГПУ-1998-271 с.
  2. Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 112 с.

2. Банк электронных данных по теме, ссылки на интернет-ресурсы: «Создание анимационных мультфильмов с использованием даров Ф.Фрёбеля»

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/nagljadnoe-modelirovanie-kak-sredstvo-formirovanija-prostranstvenyh-predstavlenii-detei-sedmogo-goda-zhizni.html
  2. https://infourok.ru/razvitie-prostranstvennoy-orientirovki-doshkolnikov-3833743.html
  3. https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/orientirovka-v-prostranstve-dlya-doshkolnikov/

3. Посещение методических мероприятий (внутри ДОУ, другие образовательные организации)

№ п/п

Дата проведения

Название
мероприятия

Анализ

1.

Февраль 2020 г.

Консультации к педсовету внутри ДОУ

Получение необходимых знаний и умений по подготовке доклада-выступления на педагогический совет по теме самообразования

2.

Март 2020 г.

Педагогический совет

Обмен опытом педагогической деятельности в рамках темы самообразования и повышение уровня профессиональной компетенции по темам выступления других педагогов

4. Проведенные мероприятия

Участники

Дата проведения

Название мероприятия

Форма выступления

Анализ

Воспитанники

Ноябрь 2019г.

Знакомство с пособием
«Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе со смешариками»

Использование во время ООД и в самостоятельной деятельности

Пособие целесообразнее использовать в подгрупповой и индивидуальной работе

Декабрь 2018г. - апрель 2019 г. (вт, чт)

Внесение игр «Цветные стаканчики», «Пройди лабиринт»

Совместное использование во время ООД и самостоятельной деятельности

Игры вызывают интерес у детей. После совместного использования со взрослым, воспитанники стали чаще использовать игры в самостоятельной деятельности

Март-апрель 2020 г.

Повторение игр, направленных на ориентировку в пространстве и времени

Совместное использование во время самостоятельной деятельности

Возникающих трудностей в определении пространственного направления становится значительно меньше

Педагоги

Февраль 2020г.

«Кейс методических пособий по ФЭМП для детей 4-7 лет»

Мастер-класс в рамках мероприятия «Кузбасская ярмарка»

Представление педагогического опыта способствовало его распространению

Март 2020 г.

Выступление по теме самообразования

Выступление на педагогическом совете

Представление педагогического опыта способствовало его распространению

Родители

Ноябрь 2019г.

Создание интерактивного родительского клуба

Размещение наглядной информации для родителей

Просвещение родителей по теме «Ориентировка во времени и пространстве

Февраль 2020г.

Изготовление совместного коллажа «Один день из жизни ребенка»

Выставка коллажей «Мой день»

Родители и воспитанники были заинтересованы данным заданием и проявили творчество своих работах

Декабрь 2020г.

Интерактивная форма работы «Играем дома»

Из предложенной картотеки выбрать любую понравившуюся игру и поиграть с ребенком дома. Для получения обратной связи заполнить предложенную анкету

Анализ анкет показал, что детям очень понравилось взаимодействовать с родителями в игре, также были выделены трудности детей в пространственной временной ориентировке. На их основе была создана памятка «Как научить ребенка определять право и лево»

Январь 2020г.

Мастер-класс «Полезные игры на ориентировку в пространстве» в рамках родительского собрания «Игротека»

Практическое применение игр вместе с родителями

Родители положительно оценили, предложенные игры. Отметили, что хотели бы поиграть в них подольше

План отчета по работе над темой самообразования за 2019-2020 учебный год

Индивидуальная тема

«Моделирование - один из приемов развития у детей временных и пространственных представлений»

Период работы над темой

1 сентября 2019 г. - 31 мая 2020 г.

Задачи самообразования

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»
2. Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ
3. Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями
4. Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с ис-пользованием пособий, интерактивных форм работ
5. Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога

Используемые формы организации самообразования

  1. Работа по индивидуальному плану самообразования
  2. Разработка перспективных планов и их реализация
  3. Изготовление пособий и игр
  4. Подбор и создание наглядной информации для родителей
  5. Организация и проведение мастер-класса для родителей
  6. Создание картотеки игр по ориентировке в пространстве и организация игрового досуга детей и родителей в домашних условиях
  7. Организация творческой работы родителей и воспитанников в рамках создание коллажа «Один день из жизни ребенка»

Изученная литература

Составлен писок изученной литературы

Банк электронных данных

Представлен интернет-ссылками

Посещено занятий педагогов

-

Посещение методических мероприятий

1

Наработанный материал

Игры по ориентировке в пространстве (3), Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе со смешариками», картотека игр на ориентировку в пространстве, наглядная информация для родителей по теме самообразования

Форма предоставления материалов

Оригиналы игр и пособий, фотоотчеты, видео-обзоры.

Перспективный план по работе с родителями в рамках создания интерактивного родительского клуба «Изучаем время и пространство»

Дата выполнения

Название информации

Цель

Ноябрь

«Что же такое ориентировка в пространстве?»

Совершенствовать знания родителей об ориентировке в пространстве детей 5-6 лет

Декабрь

Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве

Упражнять в умении применять различные игры для развития ориентировки в пространстве

Январь

«Ориентировка во времени. Моделирование частей суток»

Показать, как можно использовать прием моделирование при формировании у детей такого понятия, как части суток

Февраль

Изготовление совместного коллажа «Один день из жизни ребенка»

Познакомить с практическим методом «Коллаж»
Расширить знания о способах ознакомления ребенка с частями суток

Март

Памятка « Как научить ребенка определять право и лево»

Расширять знания родителей о том, как и какими способами можно научить ребенка определять направление сторон

Апрель

Памятка «Как научить ребенка определять день недели»

Показать родителям, как научить детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Перспективный план появления дидактического материала в группе

Месяц

Название дидактического материала

Цель

Ноябрь

Интерактивный альбом

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

Декабрь

Игра «Цветные стаканчики»

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около);

Январь

Игра «Пройди лабиринт»

Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);

Февраль

Выставка коллажей «Один день из жизни ребенка»

Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Март

Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала)

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
Совершенствовать умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

Апрель

Работа с играми «Пройди лабиринт», «Цветные стаканчики» (закрепление материала)

Закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около);
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.);