1. Индивидуальный план самообразования
Цель самообразования по теме |
Повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками с ФРЗ и ТНР |
Задачи самообразования |
|
Актуальность |
В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений. |
Основные вопросы, намеченные для изучения |
Изучение психолого-педагогической литературы и интернет-ресурсов, методика организации совместной деятельности на основе моделирования с дошкольниками с ОВЗ, разработка перспективного плана, внедрение системы в работу, обмен опытом |
Этапы проработки материала |
Диагностический, прогностический, практический, обобщающий, внедренческий |
Ожидаемый результат |
|
Форма предоставления результатов |
Фотоотчеты, видео-обзоры, выступление на педагогическом совете |
2. Примерный план работы над темой по самообразованию
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Диагностический |
Анализ
затруднений.
|
Сентябрь 2019 г. |
Прогностический |
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. |
Октябрь 2019 г. |
Практический |
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных резервов. Корректировка работы. |
Ноябрь
2019
г.
-
|
Обобщающий |
Подведение
итогов.
|
Май 2020 г. |
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе работы. Распространение. |
Участие в различного уровня мероприятиях в 2019 -2020 уч. г., в ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Отслеживание
педагогическим
работником
работы
по
теме
самообразования
1.
Банк
данных
литературы
по
теме
«Моделирование
-
один
из
приемов
развития
у
детей
временных
и
пространственных
представлений»
- Литвак А.Г., Психология слепых и слабовидящих//РГПУ-1998-271 с.
- Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н.Я.Семаго.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 112 с.
2. Банк электронных данных по теме, ссылки на интернет-ресурсы: «Создание анимационных мультфильмов с использованием даров Ф.Фрёбеля»
- https://www.maam.ru/detskijsad/nagljadnoe-modelirovanie-kak-sredstvo-formirovanija-prostranstvenyh-predstavlenii-detei-sedmogo-goda-zhizni.html
- https://infourok.ru/razvitie-prostranstvennoy-orientirovki-doshkolnikov-3833743.html
- https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/orientirovka-v-prostranstve-dlya-doshkolnikov/
3. Посещение методических мероприятий (внутри ДОУ, другие образовательные организации)
№ п/п |
Дата проведения |
Название
|
Анализ |
1. |
Февраль 2020 г. |
Консультации к педсовету внутри ДОУ |
Получение необходимых знаний и умений по подготовке доклада-выступления на педагогический совет по теме самообразования |
2. |
Март 2020 г. |
Педагогический совет |
Обмен опытом педагогической деятельности в рамках темы самообразования и повышение уровня профессиональной компетенции по темам выступления других педагогов |
4. Проведенные мероприятия
Участники |
Дата проведения |
Название мероприятия |
Форма выступления |
Анализ |
Воспитанники |
Ноябрь 2019г. |
Знакомство
с
пособием
|
Использование во время ООД и в самостоятельной деятельности |
Пособие целесообразнее использовать в подгрупповой и индивидуальной работе |
Декабрь 2018г. - апрель 2019 г. (вт, чт) |
Внесение игр «Цветные стаканчики», «Пройди лабиринт» |
Совместное использование во время ООД и самостоятельной деятельности |
Игры вызывают интерес у детей. После совместного использования со взрослым, воспитанники стали чаще использовать игры в самостоятельной деятельности |
|
Март-апрель 2020 г. |
Повторение игр, направленных на ориентировку в пространстве и времени |
Совместное использование во время самостоятельной деятельности |
Возникающих трудностей в определении пространственного направления становится значительно меньше |
|
Педагоги |
Февраль 2020г. |
«Кейс методических пособий по ФЭМП для детей 4-7 лет» |
Мастер-класс в рамках мероприятия «Кузбасская ярмарка» |
Представление педагогического опыта способствовало его распространению |
Март 2020 г. |
Выступление по теме самообразования |
Выступление на педагогическом совете |
Представление педагогического опыта способствовало его распространению |
|
Родители |
Ноябрь 2019г. |
Создание интерактивного родительского клуба |
Размещение наглядной информации для родителей |
Просвещение родителей по теме «Ориентировка во времени и пространстве |
Февраль 2020г. |
Изготовление совместного коллажа «Один день из жизни ребенка» |
Выставка коллажей «Мой день» |
Родители и воспитанники были заинтересованы данным заданием и проявили творчество своих работах |
|
Декабрь 2020г. |
Интерактивная форма работы «Играем дома» |
Из предложенной картотеки выбрать любую понравившуюся игру и поиграть с ребенком дома. Для получения обратной связи заполнить предложенную анкету |
Анализ анкет показал, что детям очень понравилось взаимодействовать с родителями в игре, также были выделены трудности детей в пространственной временной ориентировке. На их основе была создана памятка «Как научить ребенка определять право и лево» |
|
Январь 2020г. |
Мастер-класс «Полезные игры на ориентировку в пространстве» в рамках родительского собрания «Игротека» |
Практическое применение игр вместе с родителями |
Родители положительно оценили, предложенные игры. Отметили, что хотели бы поиграть в них подольше |
План отчета по работе над темой самообразования за 2019-2020 учебный год
Индивидуальная тема |
«Моделирование - один из приемов развития у детей временных и пространственных представлений» |
Период работы над темой |
1 сентября 2019 г. - 31 мая 2020 г. |
Задачи самообразования |
1.
Повысить
собственный
уровень
знаний
путём
изучения
психолого-педагогической
литературы,
работы
с
банком
данных
в
системе
«Интернет»
|
Используемые
формы
организации
самообразования
|
|
Изученная литература |
Составлен писок изученной литературы |
Банк электронных данных |
Представлен интернет-ссылками |
Посещено занятий педагогов |
- |
Посещение методических мероприятий |
1 |
Наработанный материал |
Игры по ориентировке в пространстве (3), Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе со смешариками», картотека игр на ориентировку в пространстве, наглядная информация для родителей по теме самообразования |
Форма предоставления материалов |
Оригиналы игр и пособий, фотоотчеты, видео-обзоры. |
Перспективный план по работе с родителями в рамках создания интерактивного родительского клуба «Изучаем время и пространство»
Дата выполнения |
Название информации |
Цель |
Ноябрь |
«Что же такое ориентировка в пространстве?» |
Совершенствовать знания родителей об ориентировке в пространстве детей 5-6 лет |
Декабрь |
Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве |
Упражнять в умении применять различные игры для развития ориентировки в пространстве |
Январь |
«Ориентировка во времени. Моделирование частей суток» |
Показать, как можно использовать прием моделирование при формировании у детей такого понятия, как части суток |
Февраль |
Изготовление совместного коллажа «Один день из жизни ребенка» |
Познакомить
с
практическим
методом
«Коллаж»
|
Март |
Памятка « Как научить ребенка определять право и лево» |
Расширять знания родителей о том, как и какими способами можно научить ребенка определять направление сторон |
Апрель |
Памятка «Как научить ребенка определять день недели» |
Показать родителям, как научить детей определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
Перспективный план появления дидактического материала в группе
Месяц |
Название дидактического материала |
Цель |
Ноябрь |
Интерактивный альбом |
Учить
ориентироваться
на
листе
бумаги
(справа
-
слева,
вверху
-
внизу,
в
середине,
в
углу).
|
Декабрь |
Игра «Цветные стаканчики» |
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около); |
Январь |
Игра «Пройди лабиринт» |
Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); |
Февраль |
Выставка коллажей «Один день из жизни ребенка» |
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. |
Март |
Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала) |
Совершенствовать
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги
(справа
-
слева,
вверху
-
внизу,
в
середине,
в
углу).
|
Апрель |
Работа с играми «Пройди лабиринт», «Цветные стаканчики» (закрепление материала) |
Закреплять
умение
ориентироваться
в
окружающем
пространстве;
понимать
смысл
пространственных
отношений
(вверху
-
внизу,
впереди
(спереди)
-
сзади
(за),
слева
-
справа,
между,
рядом
с,
около);
|