Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
|
Проверяет готовность к уроку, эмоциональный настрой.
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их, повернитесь, посмотрите, кивните головой, поздоровайтесь.
- А теперь всё внимание на меня.
|
2.Актуализация знаний
|
- Начнем мы наш урок с просмотра видео ролика «Краткая история денег». (Слайд 4)
(Беседа после просмотра ролика)
- А теперь давайте обыграем некоторые ситуации.
- У меня есть игрушка, у тебя тоже - игрушка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да).
- Почему? (равноценный обмен).
- У меня карандаш, у тебя - книга. Давай поменяемся.(нельзя).
- Почему? (неравноценный обмен)
- Что делать в таком случае? (купить).
- Что нам для этого потребуется? (деньги).
- Какими товарными деньгами пользовались люди в древности? (Слайд 5)
- Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.
Игрa (Приложение 1)
Обсуждение:
- Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
- Кто не смог произвести обмен?
- Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?
- Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
- Зачем нужны деньги?
|
3.Самоопределение к деятельности.
Формулирование
темы урока,
постановка цели
|
Отгадайте загадки.
- Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
- Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет. (Монета.)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с деньгами древними и современными.
- Какую цель мы поставим перед собой?
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме.
|
«Открытие»
детьми нового
знания
- работа со словарем,
- рассказ учителя
|
- Что такое монета? (Слайд 6)
- Давайте посмотрим, как же толкуется слово монета из словаря иностранных слов русского языка.
(Слайд 7)
Монета - металлический знак с надписью и изображением,
Монета - ходячая чеканная ценность, известного веса и пробы, деньга.
Монета - денежный знак, изготовленный из металла.
Само слово «монета» придумали жители Древнего Рима.
Чтобы обмен был проще, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Как вы сказали ранее, пробовали многое: скот, меха, птичьи перья, даже сушеную рыбу.
- Удобны ли были такие деньги?
- Постепенно люди поняли, что деньги должны быть постоянными. Они не должны портиться, должны быть легкими и ценными.
- Первые металлические деньги имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Они не портились, не занимали много места. И главное - ими можно было расплачиваться за любой товар. Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью перьев или ракушек. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор.
Человечество менялось, и монеты менялись вместе с ним. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж и много. К тому же монеты из этих драгоценных металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, скажем яблоко или кружку молока, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов - меди, бронзы и чугуна. (Слайд 8)
- Слово «деньги» известно у нас с конца XIV века.
В древнерусском языке употреблялось и единственное число - деньга.
Ученые предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками. (Слайд 9)
В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты, куны.
Гривна - это слиток серебра примерно в 200 гр.;
Ногата и куна - это часть гривны (Слайд 10)
Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть.
От слова «рубить» (древнее - рубь - край, грань) и произошло название рубль.
При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. (Слайд 11)
- Наиболее удобной в обращении оказалась круглая форма монеты.
|
Первичное
закрепление
материала. Практическая работа
|
У вас на парте находятся монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей и др.
- Что изображено и написано на монетах? Сравните.
- Найдите на монетах лицевую (аверс-орёл) и оборотную (реверс-решка) сторону, ребро (гурт), номинал, легенду.
- Что можно узнать из надписей? Расскажите.
(Слайды 11, 12)
- Расставьте денежные купюры и монеты в порядке возрастания. (Слайд 13)
|
Закрепление
материала
|
Турнир вопросов: (Слайд 14)
1. Какие были самые первые деньги? Как они назывались?
(Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей).
2. Чем неудобны товарные деньги?
(Они могли испортиться, занимали много место, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
3. Что пришло на смену товарным деньгам?
(Металлические деньги из меди, бронзы, серебра).
4. Чем металлические деньги были лучше товарных?
(Не портились, хорошо хранились, легко разменивались).
5. Какими деньгами мы пользуемся сегодня?
(Металлическими и бумажными).
В каждой стране деньги называются по-разному: рубль, евро, доллар, пеня, марка и т.д.
|
Работа в группах
|
Игра «По странам и континентам» (Слайд 15)
- Необходимо соединить прямыми линиями страну и её валюту.
|
Работа в паре
|
Назвать пословицы и поговорки, добавляя слово (Слайд 16)
- Копейка рубль… бережет.
- Скупой платит… дважды.
- Не имей 100 рублей, а имей…100 друзей.
- Деньги любят… счет.
- Денег куры… не клюют.
- Денежка без ног, а весь мир… обойдет.
- Плакали мои… денежки.
|
Рефлексия деятельности учащихся
|
- Наш урок подходит к концу.
- Какая цель была?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Скажите, зачем нам нужны деньги? (Слайд 17)
- Я предлагаю вам раскрасить свой портмоне и записать, на что бы вы потратили свои личные сбережения.
(Приложение 2)
- Оцените свою работу на уроке. «Пантомима»
(Приложение 3)
|