Специалист дошкольного учреждения: эссе

Разделы: Работа с дошкольниками, Профессия — педагог

Класс: д/с


Дошкольное детство — особый период в жизни каждого человека: первые шаги, первые опыты, первые радости и трудности. Именно в дошкольном возрасте закладывается отношение к себе, сверстникам, взрослым. Ребенок учится думать, рассуждать, чувствовать, выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, формируя собственное Я.

Особую роль в воспитании ребенка, формировании его личности принадлежит взрослому. Еще Л.С.Выготский говорил о том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух планах: сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, потом внутри ребенка. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся функциями личности». А это значит, что от того, какой взрослый, педагог будет находиться рядом с ребенком, какими личностными качествами, профессиональными умениями и навыками он будет обладать, зависит и формирование личности дошкольника.

Современное образование, общество предъявляет ряд требований к специалисту, работающему в системе образования. Это прежде всего человек, обладающий определенными знаниями в области дошкольной педагогики и психологии, умеющий строить образовательных процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Однако опыт работы в детском саду показывает, что для родителей первостепенное значение имеют личностные особенности педагога, ведь именно с ним ребенок проводит большую часть времени, как правило, пять дней в неделю по десять часов.

А значит чтобы быть специалистом дошкольного учреждения, мало просто знать те или иные особенности возраста, структуру образовательного процесса, важнее всего, умение выстраивать взаимоотношения с детьми. Быть чутким и внимательным к потребностям ребенка, его интересам и возможностям, умение видеть в каждом ребенке потенциал, с любовью и трепетом относится к каждому воспитаннику, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду.

Мне кажется, случайных людей не бывает в детском саду. Что-то привело их сюда, и это что-то заставляет их двигаться дальше, познавая все тонкости дошкольного детства, обучаясь у дошколят. Поэтому подготовка к освоению данной профессии должна идти еще на стадии ее выбора. Человек, твердо решивший стать специалистом дошкольного учреждения должен быть эмоционально отзывчивым и уравновешенным, способным управлять своим поведением, четко осознавать свои реальные возможности, умеющим взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, коллегами, администрацией. Кроме того, он должен cтремиться к саморазвитию, быть гибким, не боятся нового, следовать за детьми. Только инициативный, творческий взрослый, обладающий педагогическим тактом, способен воспитать гармонично развивающуюся личность.

На мой взгляд, вопрос о том, какими же все-таки знаниями, умениями, навыками, личностными качествами должен обладать специалист дошкольного образовательного учреждения, будет всегда открыт, на него нельзя дать однозначного ответа. И все же, самое главное — любить детей, уважать их внутренний мир и понимать, что от того, как мы, взрослые, взаимодействуем с окружающим миром, какие ценности передаем в дошкольном возрасте, зависит наше будущее и будущее наших детей.