Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений.
Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость.
Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.
Компьютерный тренажер должен предусматривать:
- Генерацию иди выбор последовательности однотипных заданий по определенной теме и предъявление их учащемуся.
- Представление учащемуся средств выполнения заданий: электронный калькулятор, редактор теста, программный модуль работающий по определённому алгоритму.
- Представление учащемуся консультации или образца решения по его требованию.
- Анализ действий учащегося с качественной оценкой результатов и выдачей рекомендаций по достижению наилучших результатов.
Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму.
Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.
Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Автор активно использует тренажеры на уроках и предлагает к рассмотрению тренажер «Трассировка циклов» (Рисунок 1) для 8 класса (Приложение №1) и тренажер «Готовимся к ОГЭ. Задание №19» (Рисунок 2) для 9 класса. (Приложение №2)
Тренажеры выполнены в среде Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application.
Рисунок 1
Рисунок 2
Верные ответы к тренажеру «Трассировка циклов».
Задание 1
X>0 |
X |
Y |
- |
10 |
0 |
10>0+ |
8 |
8 |
8>0+ |
6 |
14 |
6>0+ |
4 |
18 |
4>0+ |
2 |
20 |
2>0+ |
0 |
20 |
0>0- |
|
|
Задание 2
i<6 |
a |
i |
- |
12 |
4 |
4<6+ |
16 |
5 |
5<6+ |
21 |
6 |
6<6- |
Задание 3
X>5 |
X |
Y |
- |
15 |
1 |
15>5+ |
12 |
13 |
12>5+ |
9 |
22 |
9>5+ |
6 |
28 |
6>5+ |
3 |
31 |
3>5- |
|
|
Задание 4
i |
a |
- |
10 |
1 |
7 |
2 |
4 |
3 |
1 |
Задание 6
i |
a |
- |
2 |
0 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
3 |
8 |
4 |
12 |
Литература
- Интернет-тренажеры [Электронный ресурс] // http://training.i-exam.ru/ (дата обращения 03.01.2016).
- Дровникова И.Г. Роль и место современных компьютерных технологий обучения в совершенствовании управления подготовкой специалистов для системы безопасности [Электронный ресурс]/ И.Г.Дровникова, Т.А.Буцынская, П.А.Орлов // Вестник Воронежского института МВД России - № 3, 2008 http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-sovremennyh-kompyuternyh-tehnologiy-obucheniya-v-sovershenstvovanii-upravleniya-podgotovkoy-spetsialistov-dlya-sistemy (дата обращения 04.02.2016).
- Поляк В.Е. Компьютерные тренажеры и интерактивные электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? [Электронный ресурс] // nito.rsvpu.ru/files/nito2013/presentations/Поляк.pps (дата обращения 07.02.2016).
- Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. https://novainfo.ru/article/4403 (дата обращения 25.10.2019).
- Материалы с сайта доктора технических наук Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru