Интегрированное тематическое занятие для детей средней группы "Испекли мы каравай"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: русский фольклор, средняя группа, матрешка


Задачи:

  • Развивающие:
    • развивать самостоятельность у детей, интерес к совместному труду;
    • умение выразительно двигаться в характере музыки.
  • Воспитательные:
    • воспитывать детей на народных традициях, приобщать к своей национальной культуре;
    • формировать уважение к традициям своего народа и людям труда;
    • воспитывать уважительное отношение в общении друг с другом.
  • Обучающие: Погружать детей в мир русского быта, русской культуры в целом.

Материал: Репродукции или фотографии с изображением русского каравая. Предварительно изготовленное тесто для выпечки каравая. Две одинаковые формы для теста. Костюм «Матрёшка» для взрослого. Корзина с продуктами: мука, соль, сахар, растительное масло, молоко, яйца. Все продукты выложены в русскую керамическую посуду. Карусель для игры «Карусель», выполненная в народных традициях. Фонограмма р.н.п. «Из-под дуба..» (аудио кассета «Топ-хлоп, малыши!» Т.Сауко, А.Буренина, 2001г.). Фонограммы русских нар.песен, мелодий по усмотрению музыкального руководителя. Формы для изготовления фигурок из теста, блюдца и тарелки под второе блюдо по количеству детей. Фартучки по количеству детей. Посуда для изготовления теста: большая миска, ложка, кисточка для смазывания каравая, салфетка, небольшая пиала. Рушник, расписанный русским национальным орнаментом. Русские игрушки: дымковские и филимоновские; матрёшка.

Предварительная работа: Для доступности восприятия материала детьми на кануне в группе прошло интегрированное занятие по знакомству с русским народным прикладным творчеством. Воспитатель проводила занятие в русском национальном костюме. Показывала русские игрушки: дымковские и филимоновские. Познакомила с игрушкой матрёшкой. Дети рассматривали красоту росписи, украшающей сарафан русской матрёшки.

Затем самостоятельно выполняли аппликацию - украшали сарафан матрёшки.

Ход занятия

Все дети свободно сидят в группе на ковре. Воспитатель заинтересовывает детей вопросом о том,  помнят ли они, чем занимались на занятии. Дети отвечают. Неожиданно слышится стук в дверь. Входит Матрёшка с корзиной в руках и с бутафорской каруселью.

Матрёшка. Здравствуйте, ребята! Вы обо мне? А вот и я!

Вас видеть рада я, друзья!
Вы меня  тут вспоминали,
Сарафан мне украшали.
Спасибо вам, ребята!
Ну а я уж постаралась,
Для вас всё утро наряжалась:
Сарафан одела самый пышный, самый яркий!

Восп.

Здравствуй, славная Матрёшка!
Попляши ты нам немножко!

Матрёшка.

Танцевать я мастерица!
Каблучками как притопну,
Да в ладоши громко хлопну!
Вы, малышки, выходите,
Да с Матрёшкой попляшите!

Дети свободно пляшут с Матрёшкой под фонограмму р.н.п. «Из-под дуба», используя знакомые танцевальные движения.

Матрешка.

Славно, весело плясали!
Только где мои подружки,
Матрешки- хохотушки?
Вы ко мне скорей идите,
Для ребяток попляшите.

Девочкам одевают косыночки и сарафаны.

Исполняется танец «Веселые матрешки», муз. Ю.Слонова

Матрёшка. Ай, да, подруженьки, красавицы, веселушки-хохотушки, порадовали всех ребят. Ну и яв гости к вам не с пустыми руками пришла. Я гостинцы принесла.

А гостинцы мои непростые! Посмотрите, что у меня в корзине! Вот мука, молочко, сахар, соль, дрожжи. Я, дети, вас хочу сегодня кое-чему научить. Из этих продуктов мы с вами сейчас будем что-то готовить. А вот что, угадайте!

«Отгадай легко и быстро:
мягкий, пышный, да душистый,
он и чёрный, он и белый,
а бывает подгорелый!» (Хлеб)

Дети отгадывают загадку. Если не могут отгадать сразу, то можно задать наводящие вопросы: что няня ставит первым на стол; с чем вы едите суп.

Матрёшка. Правильно, это хлеб.

«У народа есть слова: «Хлеб - всей жизни голова!» (Русск.нар. пословица)

«Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!»
Дети, а из чего делают хлеб?
(Из муки)

А муку из чего делают? (из зерна) А вот чтоб зерно добыть, надо его в землю посадить. Много нужно потрудиться, чтобы хлеб на столе появился. «Лёжа хлеб не добудешь» (русск. нар. пословица).

«Хочешь, есть калачи -
не сиди на печи» (русск. нар.пословица).

Вот и мы с вами немного потрудимся, чтобы изготовить  хлеб. Я покажу вам, как  готовить тесто для хлеба, да непростого хлеба. Мы с вами будем готовить каравай! А что такое каравай, вы знаете? (ответы детей)

Каравай - это хлеб, который пекли для особых случаев. Каравай – это по сути буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение. И так же, как обычный хлеб, со своей богатой историей и традициями. Издавна на Руси люди пекли  красивые караваи на большие праздники, на свадьбы. Так к именинам каравай выносили с песней «Каравай, каравай, кого любишь – выбирай..» К приему дорогих, желанных гостей – «хлеб-соль», каравай с солонкой. К окончанию посевной или осенью к уборке урожая – каравай с колосьями. К свадьбе выпекали каравай в доме невесты и в доме жениха. Свадебные караваи богато украшали цветами и листиками.

Свой рассказ Матрешка сопровождает показом иллюстраций с изображением разных видов каравая.

Ребята, а вы обратили внимание, какую форму имеет каравай? Какой он? (Ответы детей: «Круглый»)

Матрешка. Правильно. Каравай – это большой круглый хлеб. Он похож на солнышко. Наши предки считали каравай символом сытой и богатой жизни.В тесто для каравая клали не только муку, воду, дрожжи, соль, как в простой хлеб, а  добавляли яйца, молочко, маслице, сахар. А всё это для того, что бы этот праздничный хлеб-каравай, был вкусней. Садитесь удобно, да внимательно смотрите, как я начну замешивать тесто для каравая.

Матрёшка замешивает тесто, вовлекает детей, предлагает самим  размешать продукты. Все свои действия комментирует. (фото5)

Матрёшка.  Ну, вот, тесто готово. А что б  наш каравай получился мягким, пышным и вкусным, тесто должно постоять в тёплом месте, оно должно « подняться». Сейчас мы накроем  его салфеткой (накрывает) и попросим Татьяну Васильевну (пом. воспитателя) поставить его в тёплое место. А пока тесто «поднимается», мы немного отдохнём.

Посмотрите, что я вам принесла! Это карусель. Хотите покататься на карусели? Ну, тогда садитесь, поехали!

Дети играют: «Катаются» на карусели. Звучит в аудио записи русск. нар. мелодия (по усмотрению музыкального руководителя)

Матрёшка.

«Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели,
А потом, а потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра!»

Ай, да, молодцы! Как вы весело играли. Но « Делу время, а потехе час.» (русск.нар. посл.)  Давайте посмотрим, что же  с нашим тестом происходит?

 Помощник воспитателя  выносит заранее приготовленное и  уже «поднявшееся» тесто точно в такой же  форме, как и то, что готовилось с детьми

Матрёшка. Посмотрите, как оно хорошо «поднялось»! Ну, вот, а теперь мы займёмся очень интересным делом. Чтобы придать нашему караваю круглую форму, мы скатаем из нашего теста большой колобок. (матрешка катает колобок). Чтобы наш каравай получился по-настоящему праздничным, его надо украсить. Сейчас мы будем с вами  изготавливать из теста украшение для каравая.

Давайте помоем ручки и оденем фартучки.

Дети моют руки и одевают фартуки. Все садятся за стол. Перед каждым ребёнком ставится блюдце с небольшим количеством муки и чистая тарелка для второго блюда. Всем дают небольшой кусочек теста и формочку для приготовления украшения. Звучит в записи русск. нар. мелодия по выбору музыкального руководителя. Матрёшка объясняет детям, как надо раскатывать из теста небольшую лепёшку, предварительно обмакнув руки в муку, а затем вырезать формочкой из неё будущее украшение для каравая.

Дети, по мере готовности украшений, подходят к караваю и укладывают их сверху.

 Когда все дети положат свои фигурки, Матрёшка показывает иллюстрацию с изображением каравая и обращает внимание на то, какой красивый золотистый цвет имеет каравай на картине. Для этого надо его смазать смесью из яйца, молока и растопленного сливочного масла. Матрёшка берёт кисточку и аккуратно, чтобы тесто « не опустилось» смазывает каравай смесью, приготовленной заранее. Затем приглашает детей полюбоваться тому, что получилось.

Матрёшка. Вот и готово! Можно в печь ставить.

Каравай! Ах, какая красота!
Хлеб такой для торжества.
Побегу, да испеку,
К вам, ребята, потом приду.

На этом первая половина занятия заканчивается. Дети идут на прогулку. Помощник воспитателя относит каравай на кухню, где его выпекают повара. После сна, перед полдником, под весёлую русск. народную музыку в группу входит Матрёшка с готовым выпеченным караваем в руках, держа его на рушнике.

Матрёшка.

«Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!»
(С. Погореловский)

Вот какой красивый каравай у нас с вами получился!

Будем хлебушек любить,
Хоровод вокруг водить.

Матрёшка приглашает детей встать в хоровод . Матрёшка запевает русск. нар. песню «Каравай», дети подпевают  и водят вокруг Матрёшки, держащей каравай, хоровод.

Матрёшка и все дети (поют).

Как для наших милых деток
Испекли мы каравай. ( идут по кругу)
Вот такой вышины (поднимают руки вверх),
Вот такой нижины (опускают руки и приседают),
Вот такой ужины (подходят к Матрёшке, сужая круг),
Вот такой ширины (отходят, расширяя круг).
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (Все хлопают)
Я люблю, конечно, всех, (говорит Матрёшка)
Но детушек-малолетушек, больше всех!

Угощайтесь, мои дорогие!

Звучит в аудио записи весёлая русск. народная музыка (по усмотрению музыкального руководителя). Все дети садятся за столы. Матрёшка угощает детей караваем и молоком.