Цель: Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений через осознание родителями необходимости позитивных эмоциональных воздействий на развитие личности ребёнка.
Задачи:
- Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему.
- Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений.
- Повысить родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития ребёнка.
Форма проведения: Психологическая гостиная с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: рисунки детей «Счастливая семья», мяч, цветные карандаши, изображение рукавичек, белые листы бумаги, анкеты обратной связи, буклеты для родителей «Воспитание любовью», мультимедийная установка, экран, компьютер.
Ход мероприятия
Уважаемые родители, я рада Вас приветствовать.
Тема нашей психологической гостиной «Воспитание любовью». Мы с Вами сегодня здесь собрались, потому что у каждого из нас есть ребёнок. А что для Вас ребёнок?
Разминка «Ребёнок – это…» (по кругу мяч, родитель говорит свои ассоциации к слову «ребёнок»)
Вывод: Ребёнок – это и счастье, и удача, и трудности. Много всего.
Беседа о родительской любви
(слайд 2)
Вот появился у Вас ребенок, и засветило солнышко на небосклоне Вашей жизни. Но только все чаще оно стало сталкиваться на своем жизненном пути с различными эмоциями, которые зачастую идут от нас, от родителей. На его ясные лучики легли ужас, грубость, ненависть, безразличие, уныние, неудача, печаль, недоверие.
И посерело наше солнышко, оно согнулось под грузом невыносимых переживаний. Оно потеряло свой блеск, потеряло свое истинное лицо. В наших силах сделать так, чтобы солнышко вновь засверкало. Как вы думаете, что для этого надо сделать? Заменить эти негативные эмоции на прямо противоположные. (доброта, восторг, доверие, радость, ликование...)
(слайд 3)
И самое главное, что нас спасет - это ЛЮБОВЬ.
(слайд 4)
Что такое любовь?
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ОПИСАТЬ НЕВОЗМОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
ЭТО ПРОСТО И СЛОЖНО.
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
НЕЛЬЗЯ ОБЪЯСНИТЬ.
ЧТОБЫ ЭТО ПОНЯТЬ
НУЖНО ПРОСТО ЛЮБИТЬ.Что такое любовь, я хочу Вас спросить,
Только лишь непонятное чувство?
Нет, я готова Вам возразить,
Что любовь - это большое искусство.
Суть его заключается в том,
Что оно, конечно же, чувство.
Чувство радости, счастья, но и потом,
Может быть и страданье, но чувство.
Если кто-то еще может мне возразить,
Что любовь – это просто обычное чувство.
Я Вам еще раз могу повторить,
Любовь - не игрушка, это искусство
(слайд 5)
Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье.
Давайте рассмотрим, какие виды любви бывают.
(слайд 6)
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.
(слайд 7)
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении).
Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах. Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Этого участия он ждет в первую очередь от своих родителей, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь.
Ребёнок, который постоянно слышит, что у взрослого на него постоянно нет времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже, если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее, количества) посидите у кровати ребёнка, поговорите с ним, расспросите о прожитом дне, прочитайте книжку, несмотря на возраст ребёнку это необходимо.
(слайд 8)
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку. Родители говорят:
“Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребёнку это пока не по силам.”
Но избалованным детям часто тяжело приходится в жизни. Нельзя держать свое чадо под колпаком родительской любви – в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Если родители убирают каждый камушек с дороги малыша, то от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот, он ощущает себя беспомощным и одиноким. Лучше сказать так: “Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе помогу”. Это один из вариантов мудрого отношения к своему ребёнку.
(слайд 9)
Безусловная любовь — это когда вы любите ребенка независимо от его качеств и особенностей, склонностей, достоинств и недостатков, независимо от его поведения и от того, насколько он отвечает вашим ожиданиям, удовлетворяет ваши потребности. Это вовсе не значит, что вам должно нравиться какое угодно его поведение. Безусловная любовь — это когда вы любите ребенка даже тогда, когда поступки его вам не нравятся.
Мудрый родитель, корректируя действия ребенка, всегда уточнит, что ему не нравится поведение ребенка, а не он сам.
Еще один вариант: "Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”.
Обещание больше не любить своего ребёнка - одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Однажды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка.
(слайд 10)
Авторитарная (симпатия, близость, собственническое отношение).
Формула такова: мой ребенок, что хочу, то и делаю. Для этого стиля характерны полное уничтожение личности ребенка и подавление его способностей и личностных качеств. Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная.
Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнить всё, когда вы рядом, и наплевать на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно обсудим – почему и зачем”.
Еще один вариант: Мой ребенок будет ходить в бассейн, заниматься музыкой, английским, я не позволю ему упустить свой шанс”.
К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься. Пока ребёнок ещё маленький и слушается взрослых, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, он начинает выражать протест доступными ему способами: врать, пропускать занятия, это может быть, и приём наркотиков и т.д. Поэтому, заполняя день ребёнка полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени для личных дел.
(слайд 11)
Итак: Любовь должна быть действенная, не какая-то отвлечённая, а вполне ощутимая. Воспитывать любовью – это значит использовать контакт глаз, различную интонацию, тактильный контакт, говорить добрые фразы, или применять контроль, когда нарушено правило безопасности, общения. Ребёнок должен «видеть, слышать, ощущать и чувствовать любовь родителей».
А сейчас давайте посмотрим, чем занимались в это время наши дети. (Рисунок на тему "Счастливая семья")
Теперь мы попросим детей присоединиться к своим родителям и немного поиграем.
Упражнение "Тактильный контакт"
Из далёкой старины пришёл обычай: петь ребёнку колыбельные песни, качая на руках – почему? Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать
Вывод: тактильный контакт понятнее для ребёнка всех слов.
Обнимите своего ребенка, поцелуйте, скажите на ушко приятные ласковые слова.
Упражнение "Рисунок на спине"
Ребенок и родитель рисуют пальцем на спине друг друга различные фигуры, буквы и слова, а другой должен отгадать, что написано.
Таким способом вы можете повторить русский или английский алфавит, геометрические фигуры или просто написать "Я люблю тебя!", получить огромное удовольствие от общения и с пользой провести время.
Обсуждение: Какие ощущения вы испытывали?
Упражнение «Рукавички» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами)
Каждому участнику дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Пары могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Обсуждение: Каким способом вам удалось договориться: ребенок подчинился, родитель уступил ребенку или это было обоюдное согласие?
Упражнение «Слепое послушание» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами)
Цель: обучение навыкам сотрудничества, взаимопонимания.
Инструкция: мама и ребенок сидят рядом за столом. Перед ними лежит лист бумаги. Родитель закрывает глаза, но только ему разрешается рисовать. Ребенок с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока.
Обсуждение: Что вы испытывали, находясь в роли подчиненного?
А теперь подумайте, что испытывают наши дети, когда им приходится слепо подчиняться?
Упражнение «Мне нравится» (родитель и ребенок сидят на стульях напротив друг друга)
Цель: установление позитивного диалога между ребенком и родителем.
Инструкция: Пара (родитель и ребенок) разговаривают друг с другом, постоянно проговаривая начало предложенной фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляют к ней содержание. Тем самым возникает позитивный диалог. Родитель дает ребенку, а ребенок родителю «обратную связь».
Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами.
Упражнение «Хвастунишки»
Цель: развитие у детей навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку. Получение родителями информации о самих себе.
Инструкция: Дети очень любят похвастаться. Только сейчас хвастаться придется не собой, а своими родителями. Ведь это так приятно и почетно иметь самых лучших маму и папу. Посмотрите на своих родителей. Подумайте какие они, что в них хорошего? Что они умеют? Какие хорошие поступки совершали? Чем он могут нравиться?
Обращение к родителям: Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами.
Рефлексия
Мы надеемся, что наша встреча была полезной для каждого из вас! И мы просим заполнить вас листы обратной связи.
На память о нашей сегодняшней встрече мы дарим вам памятки. В них Вы найдёте игры для совместного времяпрепровождения.
Спасибо Вам за удовольствие общаться с Вами!
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.:МАСС МЕДИА, 1995.
2. Кэмпбелл Я. Как на самом деле любить детей. – М.: Знание, 1990.
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2006.