ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности
- Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещённые линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене, на потолке класса). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнение выполняется стоя.
- Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и др. (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко
Пальминг
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.
Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Рисование носом
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).
УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ
Равновесие. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Ветерок
Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
Физкультминутки
Введение в урок.
Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки полочкой на стол!
Начинаем разговор.Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни линеек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всем права
Чтоб не случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По прежнему - четыре.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Гимнастические упражнения (зарядка)
Каждый день зарядку делай -
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядке становись крепче,
Становись крепче и сильней!Солнце глянуло в кровать…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть повыше,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку!
Физминутки
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в сторону пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это - левая рука,
Это – правая рука,
Ох, наука не легка!
Это – левая нога,
Это – правая нога,
Ох, наука не легка!Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглянемся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки, (Прыжки на месте).
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.Пчелки в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели,
Полетели, прилетели,
И на место тихо сели.Помахали мы крыльями,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами
Покачали головами:
Зарычали друг на друга
Замолчали от испуга.Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечик,
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся и семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.
КАПУСТА
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание полушек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.
ЛОДОЧКА
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным, по волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков, начиная c большого.
Проверка настроя детей на урок
Офтальмотренажёр
Приемы, которые я использую для снижения напряжения:
– Путешествуем со звездочкой: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Задание: найди значение выражения там, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).
– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т.д. (назови геометрическую фигуру). Чтобы сохранить зрение детей, я их пересаживаю на другой ряд.