Развитие стратегии метадеятельности при изучении элективного курса, используя технологию обучения в сотрудничестве

Разделы: Иностранные языки

Классы: 10, 11

Ключевые слова: английский язык, технология обучения в сотрудничестве


Технологические, геополитические и коммуникационно-информационные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, свидетелями которых мы становимся, привели к тому, что возросли потребности в использовании иностранного языка не только как универсального средства общения, но и средства для профессиональной сферы общения. В настоящее время на практике мы видим, что у обучающихся старшей ступени, выбравшими свой профиль обучения и знающими с какой областью они свяжут свою будущую профессию, появляется необходимость в изучении не только норм разговорного литературного языка, но и в овладении специфической лексики и терминов, необходимых для работы в интересующей отрасли. В данной статье будем рассматривать обучающихся «Естественно-научного профиля». Для приобретения профессии, связанной с химической отраслью, обучающиеся понимают, что профессиональный рост связан с получением информации из источников на иностранном языке, профессиональное общение связано с общением с зарубежными коллегами. Данное профессиональное общение предполагает «довольно хороший, а то и высокий уровень владения языком, понимание, вхождение в область чужих мыслей» (Милованова 2006:22), что будет способствовать дальнейшей плодотворной работе в данной профессиональной отрасли.

При изучении элективного курса (который предлагается обучающимся «Естественно-научного профиля») «Английский язык для будущих химиков. Основные химические понятия и процессы» английский язык обслуживает специальные цели, т.е. происходит профильно-ориентированное обучение иностранному языку. Данный курс учитывает потребности в изучении английского языка, определяемых характерными особенностями будущей профессии и выбранного профиля. При изучении данного элективного курса происходит синтез овладения иностранным языком («как минимум рабочего уровня его владения, который предполагает языковую корректность и функциональную адекватность ситуациям профильно-ориентированного иноязычного общения» (Милованова 2006:22)) и знаний по предмету химия.

Конечно, мы понимаем, что главным действующим лицом становится ученик с его потребностями, а главное с его уже определенным приобретенным опытом. Опыт личности играет основную роль в «становлении и развитии ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Содержание образования не сводится к основам наук, а включает компоненты из различных областей культуры или, иначе говоря, различные виды опыта» (Милованова 2006:146). Вырабатывая у обучающихся определенную культуру выполнения личностно-развивающейся и творческой деятельности, мы формируем определенный личностный опыт. Данная деятельность является метадеятельностью, она не имеет специальную предметную сферу и складывается из определенных действий. Выбирая определенный профильно-ориентированный курс иностранного языка, обучающиеся сами для себя определяют собственные цели и задачи в его изучении, анализируют и оценивают свои потребности в изучении иностранного языка в рамках выбранного профиля.

Для формирования и развития умений целеполагания, мотивационного обоснования жизнедеятельности и рефлексии используются следующие технологии: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, ролевые, деловые игры и другие.

В данной статье хотелось бы рассмотреть использование на практике одной из данных технологий, а именно обучение в сотрудничестве при реализации элективного курса «Английский язык для будущих химиков. Основные химические понятия и процессы». Данный подход (обучение в сотрудничестве) позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Эта технология обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность сознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

На занятиях данного курса используются такие варианты к организации обучения в сотрудничестве, как а)индивидуально-групповая и б)командно-игровая работа, т.е. обучение в команде (Student team learning). Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу с целью формирования ориентировки: в первом случае (а) происходит индивидуальное тестирование, но в рамках команды, члены команды помогают друг другу, отмечая успехи и продвижения каждого, во втором случае (б) предлагаются соревновательные турниры между командами. Примером задания для турнирного стола может являться следующие (тема: «Chemical elements and the Periodic table»):

  1. Define, with two examples, the following terms:
    a) alkali metals,
    b) alkali earth metals,
    c) halogens,
    d) noble gases.
  2. Group the following elements in pairs that you would expect to show similar physical and chemical properties: F, K, P, Na, Cl and As.

На уроке я использую такой вариант организации обучения в сотрудничестве, как Jigsaw, обучение в команде, разработанная профессором Э.Аронсоном и Jigsaw 2, разработанная Р.Славиным.

Примером такого варианта организации обучения в сотрудничестве как Jigsaw является следующее. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, разделенным на смысловые блоки. Например, при работе над темой «Молекулы» («Molecules») выделяются следующие подтемы: молекулы в твердых веществах, молекулы в жидкостях, молекулы в газах и каждая группа работает над своей подтемой, заполняя таблицу:

Molecules in:

Motion

Temperature

The number of molecules

The evaporation

solids

 

 

 

 

liquids

 

 

 

 

gases

 

 

 

 

Следующее задание демонстрирует использование такого варианта организации обучения в сотрудничестве как Jigsaw 2. Работая по теме “The history of chemistry”, учащиеся читают текст и организуются в группы 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (заполнение таблицы).

The name of the period

Time

Main characteristics

Scientists working at that time

Influence on the development of the modern chemistry

Каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречаются и обмениваются информацией по своему вопросу. Затем возвращаются в свои группы и рассказывают о том, что узнали. Те в свою очередь рассказывают о своей части задания. Каждая группа представляет всю информацию целиком, остальные слушают и делают необходимые записи. Затем происходит коллективное обсуждение, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы. Задания в группах дифференцированы по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями.

Еще один вариант обучения в сотрудничестве, используемый на уроках курса - учимся вместе (learning together), разработанный в университете штата Миннесота в 1987 году Д.Джонсоном и Р.Джонсоном. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном общении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы.

  1. Например, работая над темой “Chemical elements and the Periodic table”, каждая группа выбирает или даже придумывает элемент, описывая его характеристики и свойства: You are a group of researchers that obtained an element in laboratory conditions. Describe this element: give its main characteristics? Name it after one of the famous chemists.
  2. Примером задания, демонстрирующим данный вариант, является следующие:

В начале прохождения темы “Famous chemists and their inventions” учащимся дается задание: по окончании данной темы они предоставляют мини-проэкт (краткосрочный) по теме: “Famous chemists and the significance of their discoveries”.

Учащиеся делятся на группы, выбирают ученого, чью жизнь и открытия они будут рассматривать. Данный промежуточный тест проводится в форме «круглого стола». Каждая команда рассказывает о жизни, работе и работе выбранного им ученого. Учащиеся других команд слушают, а затем задают интересующие их вопросы. Затем происходит коллективное обсуждение вопроса – какой вклад сделали открытия данных ученых для позднейших великих открытий в физике и химии.

Как видно из приведенных примеров группа имеет две одинаково значимых задачи:

  1. Академическую – достижение какой-либо познавательной, творческой цели.
  2. Социально-психологическая – проявление умения общаться учащихся друг с другом, учеников с учителем.

В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - организатора самостоятельной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Появляется возможность дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение в сотрудничестве используется для того, чтобы обучающиеся приобрели знания по предмету и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться как в большом коллективе, так и в малой группе и индивидуально. В ходе использования данной технологии происходит осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности.

Литература

  1. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении – Москва, «Просвещение», 1991.
  2. Милованова Л.А. Профильно-ориентированное обучение иностранным языкам (английский язык, старшая ступень средней общеобразовательной школы) – Волгоград, «Перемена», 2006.
  3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве – Москва, ИЯШ №1, 2000.