Технологические, геополитические и коммуникационно-информационные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, свидетелями которых мы становимся, привели к тому, что возросли потребности в использовании иностранного языка не только как универсального средства общения, но и средства для профессиональной сферы общения. В настоящее время на практике мы видим, что у обучающихся старшей ступени, выбравшими свой профиль обучения и знающими с какой областью они свяжут свою будущую профессию, появляется необходимость в изучении не только норм разговорного литературного языка, но и в овладении специфической лексики и терминов, необходимых для работы в интересующей отрасли. В данной статье будем рассматривать обучающихся «Естественно-научного профиля». Для приобретения профессии, связанной с химической отраслью, обучающиеся понимают, что профессиональный рост связан с получением информации из источников на иностранном языке, профессиональное общение связано с общением с зарубежными коллегами. Данное профессиональное общение предполагает «довольно хороший, а то и высокий уровень владения языком, понимание, вхождение в область чужих мыслей» (Милованова 2006:22), что будет способствовать дальнейшей плодотворной работе в данной профессиональной отрасли.
При изучении элективного курса (который предлагается обучающимся «Естественно-научного профиля») «Английский язык для будущих химиков. Основные химические понятия и процессы» английский язык обслуживает специальные цели, т.е. происходит профильно-ориентированное обучение иностранному языку. Данный курс учитывает потребности в изучении английского языка, определяемых характерными особенностями будущей профессии и выбранного профиля. При изучении данного элективного курса происходит синтез овладения иностранным языком («как минимум рабочего уровня его владения, который предполагает языковую корректность и функциональную адекватность ситуациям профильно-ориентированного иноязычного общения» (Милованова 2006:22)) и знаний по предмету химия.
Конечно, мы понимаем, что главным действующим лицом становится ученик с его потребностями, а главное с его уже определенным приобретенным опытом. Опыт личности играет основную роль в «становлении и развитии ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Содержание образования не сводится к основам наук, а включает компоненты из различных областей культуры или, иначе говоря, различные виды опыта» (Милованова 2006:146). Вырабатывая у обучающихся определенную культуру выполнения личностно-развивающейся и творческой деятельности, мы формируем определенный личностный опыт. Данная деятельность является метадеятельностью, она не имеет специальную предметную сферу и складывается из определенных действий. Выбирая определенный профильно-ориентированный курс иностранного языка, обучающиеся сами для себя определяют собственные цели и задачи в его изучении, анализируют и оценивают свои потребности в изучении иностранного языка в рамках выбранного профиля.
Для формирования и развития умений целеполагания, мотивационного обоснования жизнедеятельности и рефлексии используются следующие технологии: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, ролевые, деловые игры и другие.
В данной статье хотелось бы рассмотреть использование на практике одной из данных технологий, а именно обучение в сотрудничестве при реализации элективного курса «Английский язык для будущих химиков. Основные химические понятия и процессы». Данный подход (обучение в сотрудничестве) позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Эта технология обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность сознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
На занятиях данного курса используются такие варианты к организации обучения в сотрудничестве, как а)индивидуально-групповая и б)командно-игровая работа, т.е. обучение в команде (Student team learning). Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу с целью формирования ориентировки: в первом случае (а) происходит индивидуальное тестирование, но в рамках команды, члены команды помогают друг другу, отмечая успехи и продвижения каждого, во втором случае (б) предлагаются соревновательные турниры между командами. Примером задания для турнирного стола может являться следующие (тема: «Chemical elements and the Periodic table»):
- Define, with two examples, the following terms:
a) alkali metals,
b) alkali earth metals,
c) halogens,
d) noble gases. - Group the following elements in pairs that you would expect to show similar physical and chemical properties: F, K, P, Na, Cl and As.
На уроке я использую такой вариант организации обучения в сотрудничестве, как Jigsaw, обучение в команде, разработанная профессором Э.Аронсоном и Jigsaw 2, разработанная Р.Славиным.
Примером такого варианта организации обучения в сотрудничестве как Jigsaw является следующее. Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, разделенным на смысловые блоки. Например, при работе над темой «Молекулы» («Molecules») выделяются следующие подтемы: молекулы в твердых веществах, молекулы в жидкостях, молекулы в газах и каждая группа работает над своей подтемой, заполняя таблицу:
Molecules in: | Motion |
Temperature |
The number of molecules |
The evaporation |
solids |
|
|
|
|
liquids |
|
|
|
|
gases |
|
|
|
|
Следующее задание демонстрирует использование такого варианта организации обучения в сотрудничестве как Jigsaw 2. Работая по теме “The history of chemistry”, учащиеся читают текст и организуются в группы 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (заполнение таблицы).
The name of the period | Time |
Main characteristics |
Scientists working at that time |
Influence on the development of the modern chemistry |
Каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится экспертом по данному вопросу. Эксперты из разных групп встречаются и обмениваются информацией по своему вопросу. Затем возвращаются в свои группы и рассказывают о том, что узнали. Те в свою очередь рассказывают о своей части задания. Каждая группа представляет всю информацию целиком, остальные слушают и делают необходимые записи. Затем происходит коллективное обсуждение, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы. Задания в группах дифференцированы по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями.
Еще один вариант обучения в сотрудничестве, используемый на уроках курса - учимся вместе (learning together), разработанный в университете штата Миннесота в 1987 году Д.Джонсоном и Р.Джонсоном. Класс делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала. В процессе работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном общении, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы.
- Например, работая над темой “Chemical elements and the Periodic table”, каждая группа выбирает или даже придумывает элемент, описывая его характеристики и свойства: You are a group of researchers that obtained an element in laboratory conditions. Describe this element: give its main characteristics? Name it after one of the famous chemists.
- Примером задания, демонстрирующим данный вариант, является следующие:
В начале прохождения темы “Famous chemists and their inventions” учащимся дается задание: по окончании данной темы они предоставляют мини-проэкт (краткосрочный) по теме: “Famous chemists and the significance of their discoveries”.
Учащиеся делятся на группы, выбирают ученого, чью жизнь и открытия они будут рассматривать. Данный промежуточный тест проводится в форме «круглого стола». Каждая команда рассказывает о жизни, работе и работе выбранного им ученого. Учащиеся других команд слушают, а затем задают интересующие их вопросы. Затем происходит коллективное обсуждение вопроса – какой вклад сделали открытия данных ученых для позднейших великих открытий в физике и химии.
Как видно из приведенных примеров группа имеет две одинаково значимых задачи:
- Академическую – достижение какой-либо познавательной, творческой цели.
- Социально-психологическая – проявление умения общаться учащихся друг с другом, учеников с учителем.
В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - организатора самостоятельной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Появляется возможность дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обучение в сотрудничестве используется для того, чтобы обучающиеся приобрели знания по предмету и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться как в большом коллективе, так и в малой группе и индивидуально. В ходе использования данной технологии происходит осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности.
Литература
- Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении – Москва, «Просвещение», 1991.
- Милованова Л.А. Профильно-ориентированное обучение иностранным языкам (английский язык, старшая ступень средней общеобразовательной школы) – Волгоград, «Перемена», 2006.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве – Москва, ИЯШ №1, 2000.