Выполнила:
Егошина Анастасия Дмитриевна
Научный руководитель:
Сахарчук Наталья Юрьевна,
к. психол. н., доцент
Исследование основывается на необходимости изучения этнической толерантности подростков, с целью предотвращения возможных межнациональных конфликтов в будущем. Как было изложено в теоретической части работы, экспериментальные данные можно использовать для профилактической или коррекционной работе подростков с несформированным уровнем этнической толерантности. Исследование поведения подростков с несформированной межнациональной толерантностью, позволяет внести понимание, какие навыки общения, восприятия человека другой национальности и т.п. отсутствуют у него.
Ранее было проведено теоретическое исследование особенностей личности подростков с позиции толерантности в этом возрасте в т. ч. и этнической толерантности. Зачастую подростки с заниженным (несформированным) уровнем межнациональной толерантности более агрессивны, жестоки по отношению к своим ровесникам других национальностей, поэтому актуально обратить внимание на понятие межнациональной толерантности как на определитель способности найти общий язык с другим человеком, понять его особенности, его непохожесть, отличность от себя. Вместе с этим возрастает опасность попадания под влияния экстремистских групп, преступных группировок и т.п., что делает проблему необходимой в изучении.
Рассмотрим результаты, представленные в сводной таблице по общей выборке в количестве 50 человек по всем трем методикам. Для наглядности всех испытуемых мы разбили на 2 группы по 25 человек: экспериментальную и контрольную.
Таблица 2.
Сводная таблица по общей выборке по трем методикам
В данной таблице представлены обобщенные результаты, не разбитые на шкалы. Как мы видим, результаты у контрольной и экспериментальной групп разнятся.
Рассмотрим результаты для каждой группы по отдельным методикам.
Таблица 3.
Процентное соотношение по методике «Диагностика толерантного поведения.
Незаконченные предложения» для группы №1
Результаты | 1-6 |
7-12 |
13-18 |
19-24 |
Кол-во чел. |
10 |
4 |
11 |
0 |
% |
40 |
16 |
44 |
0 |
Результаты показали, что у испытуемых в первой группе преобладают высокий уровень интолерантности (40%) и невысокий уровень толерантности (44%).
Таблица 4.
Процентное соотношение по методике «Диагностика толерантного поведения.
Незаконченные предложения» для группы №2
Результаты |
1-6 |
7-12 |
13-18 |
19-24 |
Кол-во чел. |
0 |
11 |
1 |
13 |
% |
0 |
44 |
4 |
52 |
Результаты показали, что у испытуемых во второй группе имеют невысокий уровень интолерантности (44%) и высокий уровень толерантности (52%).
По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) рассмотрим какой уровень толерантности преобладает у каждой группы.
Таблица 5.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» для группы №1
Результаты | 22-60 |
61-99 |
100-132 |
Кол-во чел. |
18 |
7 |
0 |
% |
72 |
28 |
|
Как мы видим у первой группы преобладает низкий уровень толерантности (у 72%).
Таблица 6.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» для группы №2
Результаты | 22-60 |
61-99 |
100-132 |
Кол-во чел. |
0 |
11 |
14 |
% |
0 |
44 |
56 |
У второй же группы высокий уровни толерантности показывает 56% испытуемых.
И по результатам последнего опроснику «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» в какой степени выражена коммуникативная толерантность у каждой группы.
Таблица 7.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» для группы №1
Результаты | 1-45 |
46-85 |
86-125 |
126-135 |
Кол-во чел. |
0 |
4 |
16 |
5 |
% |
0 |
16 |
64 |
20 |
У первой группы степень коммуникативной толерантности выражена низко, но также есть полное неприятие окружающих в данной группе.
Таблица 8.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» для группы №2
Результаты | 1-45 |
46-85 |
86-125 |
126-135 |
Кол-во чел. |
17 |
8 |
0 |
0 |
% |
68 |
32 |
0 |
0 |
У второй группы мы видим преобладание высокой коммуникативной толерантности.
В ходе продолжения практической части по методикам: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) и экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» будут рассмотрены отдельные субшкалы для определения уровня межнациональной толерантности. С группой №1 (экспериментальной) планируется дальнейшая работа.
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 237с.
2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. - Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002. - 464 с.
3. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
4. Немов Р.С. Психология : учеб.: В 3 кн. / Р.С.Немов. – М. : ВЛАДОС, 2006. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 496 с.
5. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 192 с.