Учебная задача: вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию и познакомить с проблемой утилизации отходов, выявить пути ее решения.
Цель-предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся:
- выяснять причины накопления ТБО
- выявлять варианты обращения с ТБО
- находить пути решения данной проблемы
Цель-способ (метапредметный результат)
Обучающиеся научатся:
- получать информацию и интерпретировать ее
- планировать исследование в соответствии с алгоритмом
- формировать проектные умения
Цель (ценность) (личностный результат)
- Обучающиеся убедятся в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремлении к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Форма организации урока: урок-исследование.
Методы:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок, презентация.
На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока (буквы).
В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
(Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме)
Правила игры
Из присутствующих на занятии путём жеребьёвки выбираются две группы - «обыватели» и «эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы-задания. Их вскрывает экспертная группа, озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями». В конце подводятся итоги занятия и определяется дальнейшая работа - создание проекта «Вторая жизнь вещей».
Игра проходит в четыре тура:
- Золотые россыпи помоек.
- Очумелые ручки обывателя.
- Устами младенца.
- Аварийная ситуация.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это, не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Можете назвать несколько причин увеличения количества мусора?
Этот вопрос вы можете обсудить в группах:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Вопрос "Куда деть мусор?" становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы молено компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.
Группам предлагается поработать с информационными текстами, в которых изложены различные взгляды на проблему обращения с ТБО.
При этом вы подчеркиваете убедительные аргументы “за” - красным, “против” - синим.
Есть три основных варианта обращения с ТБО:
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.
2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.
3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. Несмотря на строительство специальных полигонов свалок с к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут несанкционированные свалки. В-третьих, такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей.
Игра «Мусорный ветер»
I тур. «Золотые россыпи помоек»
Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают.
II тур. «Устами младенца»
«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду (затем меняются).
III тур. «Аварийная ситуация»
«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы.
IV тур. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей»
Команды меняются табличками и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это может быть, например, задание «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.
«Золотые россыпи помоек»
- Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:
- пластмасса;
- стекло;
- металл.
- Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
- Производство упаковочных материалов.
- Переработка мусора.
- Производство автомобилей.
- Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
- рассортировать;
- собрать в одном месте;
- раскрошить.
- Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
- компостировать;
- сжечь при специальных условиях;
- переплавить.
- Первоочередная забота при выборе места свалки:
- защита поверхности земли и грунтовых вод;
- ограждение места свалки;
- укомплектование соответствующей техникой.
- Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:
- загрязнение почвы;
- уродство ландшафта;
- изменение климатических условий (температуры, влажности).
- Самая страшная «добавка» к воде:
- бытовой мусор;
- пестициды;
- минеральные удобрения
- Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
- Газы.
- Жидкости.
- Твёрдые вещества.
- Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
- их захоронение;
- разработка правовых механизмов регулирования процесса;
- рециркуляция {повторное использование отходов).
- Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
- загрязнением;
- экологическим кризисом;
- интродукцией.
- Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
- 10 лет.
- 50 лет.
- 100 лет и более.
- Гарбология - это:
- наука о доме, местопребывании;
- наука, изучающая почву;
- мусороведение.
- Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы:
- за 1-2 года;
- 5-8 лет;
- 20 и более лет.
«Устами младенца»
- У меня очень много игрушек сделано из неё.
- Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
- Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
- Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
- Её изобрели китайцы.
- У нас её получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из неё получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом)
- Этого почти не видно.
- Этого - очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
- От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
- Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
- В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы)
- Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: «Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.?
- Каких отходов набирается за день больше всего?
- Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?
ФИЗМИНУТКА
Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер»
(чья группа быстрее заполнит контейнеры)
Перед детьми карточки с надписями видов отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).
Три контейнера: желтый, зеленый, черный.
Задание детям – разложить их в разные контейнеры.
Объяснить причину выбора и дальнейшие пути утилизации отходов.
(Будут сортировать выбрасываемый мусор по разным контейнерам: желтым, зеленым и черным. В первый пойдет бумага, во вторые пластик и алюминиевые банки, в третьи – пищевые отходы).
4 тур. «Закончить фразу» по цепочке
«Закончить фразу» по цепочке продолжите предложения.
Каждой из команд по очереди надо продолжить сказанное, закончив фразу.
Задания
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов... (из переработанной макулатуры).
- Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ... (использовать много раз, сдать в магазин).
- Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше... (общественным транспортом).
- Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
- Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ... (кому-то понадобиться).
- Узнан, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и... (сдай туда использованную бумагу).
- Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки... (вымой их и сомни).
- Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать).
- Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для... (приготовления одобрений).
- Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).
«Аварийная ситуация»
1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
(Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др.
2. Как вы думаете, что учитывается при организации свалки?
- роза ветров в районе свалки;
- расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов;
- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др. Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Проект «Вторая жизнь ненужных вещей»
Задание 1.
Мусор - то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь, это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров.
Но не стоит торопиться.
Экологический знак Лента (петля) Мебиуса. Знак вторичной переработки – знак, указывающий, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент вторичности. | |
Продукция, при производстве, переработке или обработке которой не применялись в качестве исходного сырья хлор, хлорсодержащие окислители и хлорорганические соединения в предусмотренном порядке маркируется знаком «Свободно от хлора» | |
Знак «Бокал-вилка» наносится на пластиковую посуду и информирует о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами. | |
Этот знак означает, что упаковку следует выбросить в урну. Встречается с разными подписями: “Содержи свою страну в чистоте!» | |
Знак “Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации” указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец. |
Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
а – знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ.
б – знак “Опасное для окружающей среды”.
Внимательно рассмотрите упаковку различных товаров. Какие знаки говорят о том, что упаковка может быть использована повторно?
Задание 2.
Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей. Это может быть всё, что угодно: от спичечного коробка до старой маминой сумки.
Организуйте защиту проекта в виде выставки «Вторая жизнь вещей».
Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей».
На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.
Рефлексия
Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).
- Зелёный - я активен и уверен на уроке;
- Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
- Красный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома.