Пояснительная записка
Дошкольный возраст – начальный этап профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и рассматривается как этап ранней профориентации.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и акцентирует внимание на то, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни.
В нашем учреждении данная задача усложняется наличием специфики заболевания детей (наличие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения).
Своеобразие зрительных функций детей с нарушением зрения накладывает определенный отпечаток на сферу их физических возможностей, представлений, воображения и образного мышления. Наличие таких распространенных диагнозов среди детей как астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость затрудняет объемное видение действительности, которое формируется при помощи бинокулярного зрения.
Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое.
Главной особенностью такого зрения является объёмное видение мира и способность ориентироваться в пространстве. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий: водители, летчики, хирурги, строители и другие.
Широкие возможности для формирования бинокулярного восприятия ребенка с нарушением зрения заложены в анаглифных изображениях.
Использование анаглифных изображений по ранней профориентации дошкольников стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к знаниям о профессиях, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.
Таким образом, использование анаглифных изображений по профориентации детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения, позволит педагогам планомерно и последовательно организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие профориентации, формирование бинокулярного зрения, обогащение активного словаря, образного ассоциативного мышления, воображения детей с нарушением зрения.
Исходя из вышесказанного, определена цель работы: формирование первичных представлений о труде взрослых у детей с нарушением зрения с помощью анаглифных изображений.
Планируемые результаты:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к различным видам труда взрослых;
- ребенок переносит знания о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;
- у ребенка сформирована потребность получать знания о новых профессиях.
Коррекционно-развивающая деятельность с использованием анаглифных изображений включает в себя проектирование индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), создание развивающей предметно-пространственной среды.
Проектирование ИОМ начинается с комплексной диагностики.
Уровень развития основных знаний по профориентации оценивается с помощью методики В.П. Кондрашова «Игры профессионального характера».
Параллельно с диагностикой по профориентации проводится медицинское обследование врачом офтальмологом, данные фиксируются в медицинских картах, и составляется нагрузка для аппаратного лечения. После комплексной диагностики педагогами дошкольного образовательного учреждения проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), и на основании результатов диагностики, проектируется индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.
Создание развивающей предметно-пространственной среды предполагает:
- разработку картотеки анаглифных изображений по профориентации;
- систематизирование диагностического инструментария для определения сформированности уровня представлений о профессиях взрослых;
- приобретение материала для оснащения профориентационной сюжетно-ролевой игры, дидактические игры по теме «Профессии»;
- подбор печатной продукции по теме «Профессии», аудио и видео ресурсов по теме «Труд человека»;
- приобретение комплекта анаглифных очков для каждого ребенка группы;
- изготовление футляров для хранения анаглифных очков и салфеток для протирки линз.
При разработке анаглифных изображений для детей с нарушением зрения учитываются следующие требования:
- анаглифные изображения подбираются в соответствии со зрительной нагрузкой детей;
- поверхность изображений должна быть матовая (исключены отблески глянца);
- анаглифное изображение должно быть крупного размера, детали четкие, реалистичные, по периметру выделен ярко красный контрастный контур.
Изготовленные анаглифные изображения для детей с нарушением зрения, в целях ранней профориентации содержат реальную информацию о труде взрослых, предметы окружения, орудия труда. Обязательно соблюдение масштаба относительно всех объектов на странице. Не допускается стилизация предметов, животных и людей.
Знакомство с профессиями взрослых с помощью анаглифных изображений происходит под контролем педагога.
При знакомстве с новой профессией рекомендуется снижать темп ведения образовательной деятельности, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
В процесс коррекционно-развивающей деятельности по ранней профориентации с детьми с нарушением зрения включаются игры и упражнения на закрепление знаний детей о профессиях взрослых, подборка стихов в комплексе со зрительной гимнастикой, песенный репертуар о людях труда, разработки игр из опыта работы педагогов детского сада, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, проектная деятельность, игровая и самостоятельная деятельность детей.
Форма организации детской деятельности зависит от цели и задач, может быть индивидуальной, подгрупповой и фронтальной, осуществляется в непрерывной образовательной деятельности (далее занятие в режимных моментах). Занятия с использованием анаглифных изображений проводятся по рабочей программе воспитателя, составленной на основе адаптированной основной образовательной программы.
Таким образом, объем знаний, их интеллектуализация и научная направленность реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а за счет введения комплекса межпредметных тем по профориентации, что способствует развитию и поддержанию познавательного интереса детей, созданию условий для расширения и углубления их знаний, умений и опыта в ранней профориентации дошкольников.
Организации работы по ранней профориентации с детьми с нарушением зрения с анаглифными изображениями включает в себя следующие этапы работы знакомства с профессией:
- Название профессии;
- Рассматривание места работы;
- Выделение специальной одежды;
- Рассматривание орудий труда;
- Обсуждение трудовых действий;
- Обсуждение личностных качеств;
- Рассматривание результата труда;
- Обсуждение пользы труда для общества;
- Закрепление: изготовление макетов (перенос плоскостного изображения в объемное)
Продолжительность наблюдения за анаглифным изображением составляет 6-7 минут ежедневно. Если ребенок корректирует зрение очками с диоптриями, то анаглифные очки одеваются поверх основных очков.
После 2-2,5 минут рассматривания анаглифного изображения ребенок снимает анаглифные очки, и переключает взор на размещенные в групповом помещении зрительные ориентиры (модули, подвесы), таким образом, чередуя зрительную нагрузку.
Таким образом, анаглифные изображения, используемые в формировании ранней профориентации у детей с нарушением зрения, способствуют не только интересному, глубокому и необычному знакомству с профессиями, но и являются диагностическим средством и используются с целью тренировки бинокулярного зрения.
Просветительская деятельность направлена на организацию работы с родителями воспитанников. Одним из действенных способов оказания помощи семье в ранней профориентации дошкольников является организация работы в рамках консультативного пункта «Мы вместе» совместно с учителями-дефектологами (тифлопедагогами), по следующим направлениям:
- формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогом, с целью обогащения опытом по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
- знакомство с профессиями родителей;
- обучение родителей формам организации семейного досуга с целью формирования ранней профориентации ребенка с нарушением зрения.
В родительском клубе используются разнообразные формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка с нарушением зрения; мастер-классы с родителями по использованию анаглифных изображений; оформление стендов для родителей; открытые занятия как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-развивающей деятельности с ребенком; образовательные семинары; обучение совместным играм, физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха; составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, зрительные гимнастики на укрепление зрения в целом с учетом медицинских показаний и противопоказаний.
Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что образовательная деятельность по обеспечению развития ранней профориентации дошкольников с нарушением зрения, посредством анаглифных изображений способствует развитию ранней профориентации и как следствие тренирует бинокулярное зрение.
Коррекционно-развивающая направленность анаглифных изображений обуславливает возможность использования их при формировании ранней профориентации как в группах компенсирующей направленности, в группах реализующих инклюзивную практику, так и во всех образовательных учреждениях.
Система работы, по использованию анаглифных изображений в работе по ранней профориентации в образовательном процессе, позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений планомерно и последовательно организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование ранней профориентации у дошкольников с нарушением зрения с использованием анаглифных изображений. Данная система работы получила положительную оценку врачом офтальмологом МУЗ ЦГБ г. Междуреченска С.П.Пушминой и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.