Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, дети с нарушением зрения, анаглифные изображения


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – начальный этап профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и рассматривается как этап ранней профориентации.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья и акцентирует внимание на то, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни.

В нашем учреждении данная задача усложняется наличием специфики заболевания детей (наличие детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением зрения).

Своеобразие зрительных функций детей с нарушением зрения накладывает определенный отпечаток на сферу их физических возможностей,  представлений, воображения и образного мышления. Наличие таких распространенных диагнозов среди детей как астигматизм, дальнозоркость, косоглазие, близорукость затрудняет объемное видение действительности, которое формируется при помощи бинокулярного зрения.

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с формированием единого объемного зрительного образа, получаемого в результате слияния изображений от обоих глаз в одно целое.

Главной особенностью такого зрения является объёмное видение мира и способность ориентироваться в пространстве. Полноценное бинокулярное зрение является обязательным условием для ряда профессий: водители, летчики, хирурги, строители и другие.

Широкие возможности для формирования бинокулярного восприятия ребенка с нарушением зрения заложены в анаглифных изображениях.

Использование анаглифных изображений по ранней профориентации дошкольников стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к знаниям о профессиях, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

Таким образом, использование анаглифных изображений по профориентации детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения, позволит педагогам планомерно и последовательно организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие профориентации, формирование бинокулярного зрения, обогащение активного словаря, образного ассоциативного мышления, воображения детей с нарушением зрения.

Исходя из вышесказанного, определена цель работы: формирование первичных представлений о труде взрослых у детей с нарушением зрения с помощью анаглифных изображений.

Планируемые результаты:

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к различным видам труда взрослых;
  • ребенок переносит знания о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность;
  • у ребенка сформирована потребность получать знания о новых профессиях.

Коррекционно-развивающая деятельность с использованием анаглифных изображений включает в себя проектирование индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), создание развивающей предметно-пространственной среды.

Проектирование ИОМ начинается с комплексной диагностики.

Уровень развития основных знаний по профориентации оценивается с помощью методики В.П. Кондрашова «Игры профессионального характера».

Параллельно с диагностикой по профориентации проводится медицинское обследование врачом офтальмологом, данные фиксируются в медицинских картах, и составляется нагрузка для аппаратного лечения. После комплексной диагностики  педагогами дошкольного образовательного учреждения проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк), и на основании результатов диагностики, проектируется индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка.

Создание развивающей предметно-пространственной среды предполагает:

  • разработку картотеки анаглифных изображений по профориентации;
  • систематизирование диагностического инструментария для определения сформированности уровня представлений  о профессиях взрослых;
  • приобретение материала для оснащения профориентационной сюжетно-ролевой игры, дидактические игры по теме «Профессии»;
  • подбор печатной продукции по теме «Профессии», аудио и видео ресурсов по теме «Труд человека»;
  • приобретение комплекта анаглифных очков для каждого ребенка группы;
  • изготовление футляров для хранения анаглифных очков и салфеток для протирки линз.

При разработке анаглифных изображений для детей с нарушением зрения учитываются следующие требования:

  • анаглифные изображения  подбираются в соответствии со зрительной нагрузкой детей; 
  • поверхность изображений должна быть матовая (исключены отблески глянца);
  • анаглифное изображение должно быть крупного размера, детали четкие, реалистичные, по периметру выделен ярко красный контрастный контур. 

Изготовленные анаглифные изображения для детей с нарушением зрения, в целях ранней профориентации содержат реальную информацию о труде взрослых, предметы окружения, орудия труда. Обязательно соблюдение масштаба относительно всех объектов на странице. Не допускается стилизация предметов, животных и людей.

Знакомство с профессиями взрослых с помощью анаглифных изображений происходит под контролем педагога.

При знакомстве с новой профессией рекомендуется снижать темп ведения образовательной деятельности, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

В процесс коррекционно-развивающей деятельности по ранней профориентации с детьми с нарушением зрения включаются игры и упражнения на закрепление знаний детей о профессиях взрослых,  подборка стихов в комплексе со зрительной гимнастикой, песенный репертуар о людях труда, разработки игр из опыта работы педагогов детского сада, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, проектная деятельность, игровая и самостоятельная деятельность детей.

Форма организации детской деятельности зависит от цели и задач, может быть индивидуальной, подгрупповой  и фронтальной, осуществляется в непрерывной образовательной деятельности (далее занятие в режимных моментах). Занятия с использованием анаглифных изображений проводятся по рабочей программе воспитателя, составленной на основе адаптированной основной образовательной программы.

Таким образом, объем знаний, их интеллектуализация и научная направленность реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а за счет введения комплекса межпредметных тем по профориентации, что способствует развитию и поддержанию познавательного интереса детей, созданию условий для расширения и углубления их знаний, умений и опыта в ранней профориентации дошкольников.

Организации работы по ранней профориентации с детьми с нарушением зрения с анаглифными изображениями  включает в себя следующие этапы работы знакомства с профессией:

  • Название профессии;
  • Рассматривание места работы;
  • Выделение специальной одежды;
  • Рассматривание орудий труда;
  • Обсуждение трудовых действий;
  • Обсуждение личностных качеств;
  • Рассматривание результата труда;
  • Обсуждение пользы труда для общества;
  • Закрепление: изготовление макетов (перенос плоскостного изображения в объемное)

Продолжительность наблюдения за анаглифным изображением составляет 6-7 минут ежедневно. Если ребенок корректирует зрение очками с диоптриями, то анаглифные очки одеваются поверх основных очков.

После 2-2,5 минут рассматривания анаглифного изображения ребенок снимает анаглифные очки, и переключает взор на размещенные в групповом помещении зрительные ориентиры (модули, подвесы), таким образом, чередуя зрительную нагрузку.

Таким образом, анаглифные изображения, используемые в формировании ранней профориентации у детей с нарушением зрения, способствуют не только интересному, глубокому и необычному знакомству с профессиями, но и являются диагностическим средством и используются с целью тренировки бинокулярного зрения.

Просветительская деятельность направлена на организацию работы с родителями воспитанников. Одним из действенных способов оказания помощи семье в ранней профориентации дошкольников является организация работы  в рамках консультативного пункта «Мы вместе» совместно с учителями-дефектологами (тифлопедагогами), по следующим направлениям:

  • формирование партнерских взаимоотношений родителей с педагогом, с целью обогащения опытом по ранней профориентации детей дошкольного возраста;
  • знакомство с профессиями родителей;
  • обучение родителей формам организации семейного досуга с целью формирования ранней профориентации ребенка с нарушением зрения.

В родительском клубе используются разнообразные формы работы: индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка с нарушением зрения; мастер-классы с родителями по использованию анаглифных изображений; оформление стендов для родителей; открытые занятия как средство наглядной демонстрации, приобретения опыта и образца проведения коррекционно-развивающей деятельности с ребенком; образовательные семинары; обучение совместным играм, физическим упражнениям в условиях организованного семейного отдыха; составление индивидуальных программ для домашних занятий, включающих специальные коррекционные упражнения, зрительные гимнастики на укрепление зрения в целом с учетом медицинских показаний и противопоказаний.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому ее роль огромна. Родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться на своих проблемах, а решать их сообща.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что образовательная деятельность по обеспечению развития ранней профориентации дошкольников с нарушением зрения, посредством анаглифных изображений способствует развитию ранней профориентации и как следствие тренирует бинокулярное зрение.

Коррекционно-развивающая направленность анаглифных изображений обуславливает возможность использования их при формировании ранней профориентации как в группах компенсирующей направленности, в группах реализующих инклюзивную практику, так и во всех образовательных учреждениях.

Система работы, по использованию анаглифных изображений в работе по ранней профориентации в образовательном процессе, позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений планомерно и последовательно организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на формирование ранней профориентации у дошкольников с нарушением зрения с использованием анаглифных изображений. Данная система работы получила положительную оценку врачом офтальмологом МУЗ ЦГБ г. Междуреченска С.П.Пушминой и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.