Эпиграф к уроку:
Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое,
обречён пережить его вновь.
Джордж Сантаме,
американский философ
Цель:
- закрепление представлений о значении Великой Отечественной войны в мировой истории и влиянии событий Второй мировой войны на дальнейший ход истории человечества, обобщение знаний об основных периодах и датах крупнейших сражений Великой Отечественной войны;
- выделение существующих проблем Второй мировой войны, многие из которых продолжают сохраняться восемьдесят лет спустя после её окончания, повышение исторической грамотности, патриотическое воспитание молодежи.
Формируемые УУД:
- метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоролик, Хрестоматия по истории России для работы в группах (учебн. пособие/ авт.- сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Проспект, 2010), карта, лист ватмана, классная доска с написанными на ней темой урока и эпиграфом к уроку.
Форма урока: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов войны по группам.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и применения полученных знаний
Педагогические методы и приёмы:
- моделирование ситуации,
- работа в группах,
- методика учебного сотрудничества,
- практикум,
- кейс-метод.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Вторая мировая война стала определяющим событием в истории Европы ХХ века. Каждый год выпускаются сборники, монографии, журналы, посвященные теме послевоенной истории СССР, Германии и Европы в целом. Некоторые издания выходят одновременно на русском, немецком и английском языках. После окончания войны во многих журналах и книгах публиковались статьи об отдельных операциях и других вопросах ВМВ. К середине 50-х годов появились труды по истории и итогам Второй мировой войны. Несколько позже в военных журналах СССР («Военная мысль», «Морской сборник», «Военный зарубежник») начали печататься переводы статей английских и американских авторов, касающиеся отдельных вопросов ВМВ. Обобщающие же американские и английские труды нашим читателям были неизвестны.
Политика управления памятью о Второй мировой войне в той или иной форме осуществлялась во всех без исключения 141 странах, принимавших в ней участие. Она выражалась в героизации действий своих правительств и граждан, например, в США и Англии преувеличивался их вклад в разгром фашизма, гораздо большее внимание уделялось действиям в Северной Африке и на Тихом океане, чем противостоянию на Восточном фронте.
Во Франции и Италии долгое время господствовали представления о том, что большинство жителей этих стран участвовало в движении сопротивления.
В Германии получила распространение версия о «невинности» вермахта в репрессиях на оккупированной территории, существенное значение придавалось варварским бомбардировкам немецких городов, но не трагедии советских военнопленных.
Если изучение альтернатив давней российской истории воспринимается в мире более-менее спокойно, то недавнее прошлое XX столетие вызывает многочисленные споры. И одно из центральных мест, несомненно, занимает II Мировая война.
Изучая II Мировую, Великую Отечественную войну в 10-11 классах сегодня вы сами уже готовы поставить, задать волнующие вас проблемные вопросы и выразить своё мнение.
Задание: просмотр видеоролика, обсуждение и обозначение проблемных вопросов.
Проблемные вопросы (формулируются учениками и записываются на доске):
- Место Великой Отечественной войны в ходе Второй мировой войны;
- Потери во Второй мировой войне
- Кто победил во II Мировой войне?
Переход к обсуждению
Учитель: У нас сегодня 3 основных проблемы, 3 основных вопроса. Первые два вопроса мы попробуем выяснить, работая в группах. Используя уже имеющиеся у вас знания и дополнительные материалы, подготовьте выступление по заданной теме.
Ученики делятся на две группы и получают задания. Группе, представляющей проблему, даётся 10 минут на её представление. Ваша задача заключается в доказательстве, что проблема существует, имеет право быть и выразить своё личное мнение к данной проблеме.
1-я группа готовит выступление на тему «Место Великой Отечественной войны в ходе Второй мировой войны»: готовит информационный материал на листе ватмана в виде таблицы с соответствующими графами. (см. ниже).
Страны-участницы |
Этапы и даты |
Ключевые события в мире |
Участие СССР |
Германия, Италия, Япония, Болгария составляли блок нацистских государств |
Первый этап: 01.09.1939г — 21.06.1941 г. |
Начало второй мировой войны. «Странная война» на западе. Разгром Франции и оккупация ряда стран Германией. Англо-германское противоборство. |
Раздел Польши с Германией. Советско-финская война. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины |
Второй этап: 22.06.1941 – 18.11.1942 |
Нападение Германии и союзников на СССР. Нападение Японии на США и захват Японией ряда территорий. Выступление англо-американских войск против германских в северной Африке. |
Отражение агрессии Германии. Московская битва. Оборонительный этап Сталинградской битвы |
|
Третий этап: |
Переход инициативы в войне с Японией к США. Высадка англо-американских войск в Италии, падение режима Муссолини. |
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом, Курском, Орлом и на Украине. |
|
Четвертый этап: начало 1944 г. – 9.05.1945 г. |
Высадка союзников во Франции. Освобождение Франции и других стран. Освобождение территорий, оккупированных Японией. |
Освобождение всей территории СССР и ряда европейских стран. Берлинская операция. |
|
Пятый этап: 10.05.1945 г.- 02.09.1945 г. |
Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Оккупация Японии американскими войсками. |
Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. |
2-я группа готовит выступление на тему «Потери во Второй мировой войне» с презентацией (опережающее задание). (Приложение)
Примерное содержание презентации и выступления:
Слайд 1. В 1945 году окончилась самая «кровавая» война 20 века, повлекшая ужасные разрушения и унесшая миллионы жизней. Из нашей статьи можно узнать, какие потери понесли страны-участники Второй мировой.
Общие потери
В самый глобальный военный конфликт 20 века были вовлечены 62 страны, в 40 из которых непосредственно велись военные действия. Их потери во Второй мировой войне в первую очередь исчисляются жертвами среди военных и мирного населения, которые составили около 70 млн.
Существенными были финансовые потери (цена утраченного имущества) всех сторон конфликта: около 2 600 млрд долларов. 60 % своего дохода страны потратили на обеспечение армии и ведение военных действий. Общая сумма расходов достигла 4 трлн долларов.
Слайд 2. Вторая мировая привела к огромным разрушениям (около 10 тыс. крупных городов и населенных пунктов). Только в СССР от бомбардировок пострадали более 1700 городов, 70 тыс. деревень, 32 тыс. предприятий. Противниками было уничтожено около 96 тыс. советских танков и самоходных артиллерийских установок, 37 тыс. единиц бронетехники.
Исторические факты показывают, что именно СССР из всех участников антигитлеровской коалиции понес самые серьезные потери. Чтобы уточнить число погибших предпринимались особые меры. В 1959 была проведена перепись населения (первая после войны). Тогда прозвучала цифра 20 млн жертв. На сегодняшний день известны другие конкретизированные данные (26,6 млн), озвученные государственной комиссией в 2011 году. Они совпали с цифрами оглашенными в 1990. Большую часть погибших составили мирные граждане.
Человеческие жертвы
Слайд 3. К сожалению, точное количество жертв не известно до сих пор. Объективные причины (нехватка официальной документации) усложняют подсчет, поэтому многие продолжают числиться как пропавшие без вести.
Прежде чем говорить о погибших, укажем число человек, призванных на службу государствами, участие которых в войне было ключевым, и пострадавших в ходе боевых действий:
- Германия: 17 893 200 солдат, из них: 5 435 000 раненых, 4 100 000 побывали в плену;
- Япония: 9 058 811: 3 600 000: 1 644 614;
- Италия: 3 100 000: 350 тыс.: 620 тыс.;
- СССР: 34 476 700: 15 685 593: около 5 млн;
- Великобритания: 5 896 000: 280 тыс.: 192 тыс.;
- США: 16 112 566: 671 846: 130 201;
- Китай: 17 250 521: 7 млн: 750 тыс.;
- Франция: 6 млн: 280 тыс.: 2 673 000
Слайд 4. Для удобства приведем таблицу потерь стран во Второй мировой войне. Число погибших в ней указано с учетом всех причин смерти приблизительно (средние показатели между минимальными и максимальными):
Слайд 5. Организация Объединенных Наций официально определила дни памяти жертв Второй мировой войны: 8 и 9 мая. Резолюция (59/26) рекомендует чтить погибших в какой-то из этих дней (можно в оба).
Выводы
Слово учителя: Что мы узнали?
Ученики: Ознакомившись с данными, мы вспомнили ключевые события Второй мировой войны в параллели с решающими сражениями Великой Отечественной войны и можем сделать вывод, что Великая Отечественная война является важнейшей составной частью Второй мировой войны.
Также мы узнали, какие убытки понесли страны-участники, сколько человек погибло во Второй мировой войне. Выяснили, что самыми ужасными оказались последствия для стран Советского Союза.
Учитель: а теперь давайте подумаем и попробуем ответить на третий проблемный вопрос нашего урока: Кто победил во II Мировой войне?
Ответы детей.
Учитель: В заключение нашего урока хочется отметить следующее:
Кто победил во Второй мировой войне? Даже задаваться таким вопросом несколько странно - очевидный факт, что победили все люди доброй воли, взявшие в руки оружие, чтобы уничтожить фашизм.
Но вот когда одна из сторон решает приписать Победу в Великой войне только себе, и если этой стороной является именно американская, то здесь нужно отвечать, что Победу одержал советский народ, заплатив за неё своей кровью.
Вывод:
Учитель: Скоро наша страна встретит 75-ю годовщину Победы в ВОВ и наша задача донести историческую правду до следующего поколения, когда уже не будет очевидцев войны, ветеранов. Мы должны помнить и знать, какого сильного и жестокого врага одолела наша страна. (Мы никого не обвиняем и не защищаем.)
И закончить мне хотелось бы наш урок высказыванием Джорджа Сантаме, американского философа: «Тот, кто пытается перечеркнуть прошлое, обречён пережить его вновь».
Рефлексия
Продолжить следующие предложения:
- Я узнал на уроке.......
- Меня удивило, что.......
- Мне кажется.......
Завершение работы «круглого стола».
Подведение итогов, выставление оценок.