Программное содержание
Познавательное развитие
- Вызвать интерес к родной природе и ее познанию;
- Уточнить и систематизировать представления детей о сезонные изменения в живой и не живой природе весной;
- Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость роста и развития растений от внешних условий);
- Продолжать формировать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах до 10.
Речевое развитие
- Развивать у детей связанную речь через ответы на вопросы, использовать в речи сравнения, умение подбирать нужные слова и определения в зависимости от действий;
- Обогащать словарный запас детей.
Социально-коммуникативное развитие
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле»;
- Привить желание выполнять трудовые действия, доводить начатое дело до конца;
- Воспитывать умение трудиться в парах, самостоятельно распределять трудовые действия.
Художественное-эстетическое развитие
- Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления;
- Совершенствовать навыки движения под музыку;
- Развивать воображение через слушание музыкальных произведений.
Предварительная работа
- Разучивание и чтение стихов о цветах, о весне;
- Беседы и наблюдения в природе весной;
- Разучивание танца «Садовник и цветы»;
- Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, первоцветов, картинок с приметами весны, перелетных птиц, диких животных;
- Репродукции художников по весенней тематике;
- Презентация по теме: «Зеленая аптека»;
- Дидактические игры: «Где растет», «Ботаническое лото», «Четвертый лишний»;
- Загадки о цветах, о весне;
- Прослушивание музыкальных произведений, звуков природы.
Материалы к занятию:
- Схема строения цветка и карточки с изображением, что необходимо для жизни растений;
- Схема алгоритма посадки цветов;
- Костюмы «цветы» для девочек;
- Музыкальное сопровождение;
- Иллюстрации, разрезные картинки с изображением первоцветов;
- Контейнеры с землей, семена цветов, инвентарь для посадки;
- Фартуки для посадки;
- Цветок для математического подсчета.
Ход занятия
Звучит спокойная мелодия Чайковского П.И. «Март».
Дети заходят в зал.
Воспитатель: - Ребята, сегодня чудесный день, у всех хорошее настроение, улыбнемся друг другу и отгадаем загадку:
«Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенит под крышами капель,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает.
Дети: Это время года весна.
Воспитатель: Вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о весне, об изменениях в природе, происходящих с приходом весны. Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие на веселом паровозике.
Воспитатель: - Отправляемся.
Звучит музыка. Дети напевают песню.
Остановка «Весенний лес»
Воспитатель: Посмотрите, нас уже в лесу встречает Весна-Красна.
Дети: Здороваются с Весной.
Воспитатель: Ребята, а у Весны есть к вам вопросы, слушайте внимательно и отвечайте правильно. (Весна задает вопросы детям).
Весна: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: весенние месяцы – это март, апрель, май.
Какое у меня есть чудо, которое поможет победить холод и разбудить природу?
Дети: Это чудо – солнце. Весне может помочь солнце. Солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее.
Весна: Что происходит весной?
Дети: - (примерные ответы)
Ярко светит солнце, зеленеет травка, распускаются цветы, на деревьях появляются листья, прилетают птицы, просыпаются животные и насекомые, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, а ночь короче, животные меняют шубку.
Весна: - Молодцы! Вы все знаете об этом времени года. Пожалуйста, помогите мне теперь разбудить природу. Отправляйтесь в путь.
Воспитатель: Спасибо за интересные вопросы. Ну, что отправляемся дальше. (Звучит музыка).
Воспитатель: Следующая остановка: Музыкальная опушка.
2-я остановка: Музыкальная опушка.
Музыкальный руководитель:
Дорогие ребята, вы приехали на Музыкальную опушку. Присаживайтесь по удобнее. Вы слышите здесь на опушке какие-нибудь звуки.
Давайте разбудим лес и наполним его звуками природы.
Звучит музыка: Звуки весеннего леса.
Фонопедическое упражнение по методике Емельянова «Весенний лес»
В наш лес пришла весна.
Пригрело яркое солнышко, оно растопило снега, и по лесу побежал веселый, весенний ручеек (болтают язычком).
Он доверху наполнил большую канавку, перелился через край (глиссандо язычком – 3 раза) и побежал дольше.
Из под коры выползли жуки, жужжат. (Ж-ж-ж) И пчелки (з-з-з).
Они расправили свои крылышки и полетели. (Произносят Крш, крш).
Вдруг, под кучей старой листвы что-то зашуршало (Шур, шур) и выбежал маленький ежик (Сопят носиками).
А лес наполнился разными птичьими голосами. (Подражают: ку-ку, кар-кар, чик-чирик, угу-угу…)
Вот и ожил весенний лес! (Дети встают, поднимают руки вверх и поют в высоком регистре а-а-а).
- А сейчас мы послушаем пьесу П.И. Чайковского из цикла Времена года «Подснежник» в исполнении симфонического оркестра.
Вы можете, если хотите, закрыть глаза и представить по-своему картины весенней природы, которую нарисовал нам композитор не красками, а чем?
Ребята, какие чувства передает композитор музыкой?
Какая музыка по характеру? (Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная, танцевальная).
А на какой танец похожа эта музыка? (На вальс.)
А какую картину вам нарисовала эта музыка? (Встает солнце, на лесной поляне цветут подснежники…)
Музыка рисует нам картину пробуждения природы, дуновение теплого ветерка, появление первых цветов – подснежников, трепетных, робких и нежных.
Музыкально-дидактическая игра «Весенняя телеграмма» (На развитие чувства ритма)
Звучит фонограмма: Стук дятла.
- Ребята, что это за странный звук? Вы догадались?
Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму.
Приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем. Будьте внимательны! (Дети отстукивают разнообразный ритм ладошками по коленям).
Дятел сел на толстый сук (медленно) – Ту-тук-тук!
Всем друзьям своим на юг – Тук да тук!
Телеграмму срочно шлет – Туки-тук, Туки-тук!
Что весна уже идет – Туки-туки-туки-тук!
Что растаял снег вокруг – Туки-тук, туки-тук!
Что подснежники цветут - Туки-туки-туки-тук!
Дятел зиму зимовал – Тук, тук, тук!
В жарких странах не бывал – Тук да тук!
И понятно, почему скучно дятлу одному
- Туки, туки, тук!
Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес.
(Фонограмма Голоса птиц).
Слушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке. Давайте, ребята, и мы подпоем птицам и споем песню.
Дети исполняют песню «Весенняя капель» (Подыгрывая во время проигрыша на металлофоне).
- А теперь мы отправляемся дальше в путь по весенним дорожкам на нашем веселом поезде.
3-я остановка: Весенняя полянка
Воспитатель: Представьте себя на весенней полянке. (Дети подходят к обручам, где лежат разрезные картинки весенних цветов, они их собирают и называют первоцветы).
Воспитатель: Цветов есть много разных, но у них есть что-то общее.
Дети: Увсех цветов есть – корень, стебель, листья, лепестки.
Воспитатель: Может быть, вы знаете, что необходимо для жизни растений.
Дети: свет, тепло, вода, почва.
Музыкально-ритмическая пауза «Весна-красна»
Воспитатель: Да, к сожалению, жизнь первоцветов не долговечна. Часто люди срывают цветы, не задумываясь, что растения быстро гибнут,а лес остается пустым и безжизненным. Как вы думаете, что бы нам сказали цветы, если бы умели говорить?
Дети: ответы. Дети читают стихотворение. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты и не будет красоты! Должны мы над цветами наклониться не для того,чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица, и доброе лицо им показать!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в какую книгу заносят редкие виды растений и почему?
Дети: Эта книга называется – Красная книга. В эту книгу занесены редкие растения, которых очень мало на земле.
Воспитатель: А что здесь призошло? Что случилось с цветком? Голос по записи: - От сильного ветра лепестки разлетелись. Помогите спасти цветок. Этот цветок не простой, волшебный и лепестки вернутся на место, если вы правильно решите примеры. (Дети разбиваются на пары и решают примеры.)
Воспитатель: Смотрите, ребята мы с вами спасли цветок. Ну а нам пора отправляться дальше. (Музыка, дети едут дальше).
Воспитатель:
Следующая станция: Экспериментальная
Мы проехали не мало станций, много для себя узнали.
– А давайте мы посадим свои цветы и понаблюдаем, как они будут расти. Но перед тем, как сажать цветы мы с помощью танца покажем алгоритм посадки растений. (Дети исполняют танец «Садовники и цветы».)
Воспитатель: Ну что же все вспомнили. Работать будем в парах.
Договоритесь друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Обязательно одеваем фартуки для работы.
(Дети подходят к столу берут тарелочки с семенами или луковицами цветов и приступают к работе).
Воспитатель: Спасибо ребята, хорошо потрудились.
Итог. Обобщающие вопросы по теме
– Ребята кем вы сегодня были?
- А какое время года вас пригласило в путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось в путешествии по весенним дорожкам? (Ответы детей).
Воспитатель: На этом наше путешествие по весенним дорожкам завершилось и нам пора возвращаться в группу. Спасибо всем за старание и внимание.