Игровой метод обучения на занятиях по плаванию

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11

Ключевые слова: игровые методы, обучение плаванию


Игра – вид деятельности человека, отражающий явления окружающей его действительности. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего применять память, двигательный опыт, оценивать действия свои и соперников.

Образовательное значение имеют игры, близкие по структуре и характеру двигательных действий, которые изучали ранее. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Игры могут быть творческие, познавательные, подвижные и спортивные. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде. Играя, человек незаметно привыкает к свойствам воды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама со-бой.

Обучение плаванию направлено на преодоление страха перед водой. Поэтому необходимо правильно организовать структуру занятия, чтобы способствовать развитию физических и морально-волевых качеств. Занятия плаванием лучше проводить в группе. Это способствует формированию чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.

Плавание развивает все группы мышц, а также несет в себе оздоровительный фактор. Благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, успокаивающее воздействие уменьшает чрезмерную возбудимость. В настоящее время плавание считается одним из лучших способов оздоровления и укрепления организма.

Регулярное посещение бассейна прививает детям гигиенический навык. Водные процедуры постепенно становятся необходимой потребностью и привычкой.

Древние греки говорили о необразованном человеке: «Он не умеет ни читать, ни плавать», считая плавание не только оздоровительным, но и образовательным средством.

Рассмотрим особенности подвижных игр в обучении плаванию.

Обязательным требованием физического воспитания является применение игрового метода на занятиях по обучению плаванием. Во время игры ставятся задачи, способствующие изучению новых и закреплению уже изученных упражнений и двигательных действий.

Однако есть и недостатки игрового метода. В азарте игры и соперничества, дети перестают обращать внимание на правильность выполнения двигательных действий. Поэтому необходимо перед игрой ставить конкретные условия, которые приведу ребят к победе. Игра должна быть не только увлекательной, но и посильной для всей группы. Необходимо контролировать степень эмоциональности детей во время занятия, руководить игрой и направлять к правильному выполнению.
Игры делятся по следующей классификации:

  • Игры с элементами соревнования, не имеющие сюжета;
  • Игры с сюжетом;
  • Командные игры.

Игры должны нести и педагогические задачи, которые направлены на:

  • Привыкание к воде;
  • Изучение элементов техники;
  • Развитие физической подготовленности;
  • Изучение прыжков с различной высоты и глубины;
  • Игры и развлечение на воде.

В одной игре не следует ставить много педагогических задач, в противном случае детям игра покажется слишком трудной и поэтому не интересной. Следует придерживаться следующих педагогических целей:

  • Осознанное понимание нового материала;
  • Активное участие каждого ребенка;
  • Проявление инициативы и самостоятельности.

Крайне важная роль в организации игры принадлежит преподавателю. Он должен до малейших деталей продумать весь ход игры, подготовить место проведения и инвентарь. От преподавателя напрямую зависит конечный результат игры. Формируя команды, необходимо предусмотреть, чтобы команды были равны по силе и физическим возможностям. Выбор капитанов нужно предоставить самим участникам команды. Перед игрой необходимо объяснить все сопутствующие элементы (цель игры, температуру и глубину воды). Лучше всего придерживаться такого плана изложения:

  • Название игры;
  • Роль играющих и их расположение;
  • Ход игры;
  • Цель игры;
  • Правила игры.

Воспитательное значение имеет определение победителей, выявление ошибок и неверных действий. Преподаватель должен по окончании дать оценку всем игрокам и охарактеризовать игру в целом. Важное значение имеет привлечение к оценке игры самих игроков. Это повышает самооценку, способствует развитию инициативы и усиливает интерес.

Игры на занятиях по плаванию проходят строго целенаправленно и зависят от конкретных задач, поставленных на данное занятие. Методические рекомендации для решения задач при обучении плаванию помогут педагогу в решении поставленных задач:

  • Содержание и задачи игры должны быть понятными для игроков;
  • Игра должна содержать уже изученные упражнения;
  • Игра должна содержать упражнения развивающие физические качества (ловкость, быстрота, выносливость).
  • Не стоит включать в игру на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры.

Игры на занятиях по плаванию делятся на классификации:

  • Игры для освоения с водой (преодоление чувства страха, неуверен-ность в своих силах).
  • Игры с погружением в воду (ознакомление с выталкивающей силой);
  • Игры на всплывание и лежание на воде (ознакомление с подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости).
  • Игры с выдохами в воду (совершенствование навыка выдоха в воду).
  • Игры со скольжением (постановка обтекаемого положения тела, умение сохранять равновесие).
  • Игры, обучающие элементам техники плавания.
  • Игры, направленные на повышение физического развития.
  • Игры для освоения элементов прикладного плавания.
  • Игры для разучивания прыжков в воду.

Введение игрового метода в каждое занятие по обучению плаванию способствует созданию у занимающихся устойчивого стереотипа овладения техникой плавания в воде. Не все занимающиеся сразу могут адаптироваться к влиянию всех факторов водной среды, поэтому применение игрового метода на занятиях чрезвычайно важно. Игра ускоряет развитие двигательных уме-ний и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к водной среде.