Учебник: А.В.Кураев «Основы православной культуры». 4-5 классы.
Цель: духовно-нравственное развитие детей.
Задачи:
- сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
- изучить монашеские одежды
- воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
- развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1. Организационный момент
- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.
- Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!
2. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (подготовить небольшое сообщение о таинствах церкви)
(Дети зачитывают свои сообщения)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1. Работа со стихотворением
– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети высказывают свое мнение.
– Правильно, о монастыре. Это стихотворение так и называется «Монастырь».
– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)
2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.
– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.
– Попробуйте дать определение слову «монастырь».
Дети высказывают свое мнение.
– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)
Обучающиеся слушают рассказ учителя.
– Монастырь – это особый мир. Это слово обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.
Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян (не являющийся священником или монахом) была возможность получить духовные советы.
Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Монастыри бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию.
Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, ВалдайскийИверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.
А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
- исполнение заповедей Господних;
- нестяжание (добровольная нищета)
- безбрачие (отказ от семейной жизни)
- послушание (отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику)
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.
3. Монашеское облачение.
– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)
Дети отвечают.
- В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.
- Кто из вас знает, что означают эти слова?
Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.
Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.
Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.
Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.
4. Занятия монахов.
- Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3–4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?
(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).
В монастыре запрещается:
- Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
- Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
- Носить шорты на территории монастыря.
- Лицам женского пола находиться без головного убора.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.
Вот оно:
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…
- Ребята, ответьте на следующие вопросы:
– Как вы думаете, почему монах должен опустить «очи в землю»? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души)
– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)
– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать - значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни)
Работа с притчей.
Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:
- Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?
Старец спросил:
- Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?
- Нет.
- Бесчестие – как похвала?
- Нет.
- Враги – как друзья?
- Нет.
- Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов.
- Скажите, о чем притча?
- Какое послушание нес человек?
- С каким вопросом он пришел к старцу?
- Как старец решил проверить послушника?
- Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?
Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.
6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.
– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.
Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.
- Что вы узнали об этом святом?
- Как он стал монахом?
- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?
Дети высказывают свое мнение.
7. Включение в систему знаний и повторение.
– Давайте подведём итоги нашего путешествия.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы думаете, легко ли быть монахом?
– Хотите поехать на экскурсию в монастырь?
Закончите предложение:
1. Люди уходят в монастырь, когда:
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является:
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
8. Домашнее задание.
– На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.
- прочитать стр. 80-83, ответить на вопросы стр. 83;
- повторить информацию по карточке «Монастырь» (детям выдается карточка);
- подготовить сообщение о любом монастыре (по желанию).
– До свидания, спасибо за работу!
III. Литература
- Учебник А.В.Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4–5 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
- Стихотворение И.С.Никитина «Монастырь».
- Стихотворение П.А.Груздева «Горе будет тебе, нерадивый монах».