Программа дополнительного образования "Интеллектика"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: программа, дополнительное образование


Направленность: интеллектуально-творческая.

Уровень программы: углубленный.

Возраст учащихся: 3-6 лет.

Срок реализации: 2 год.

Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)

В основе разработки данной программы «Интеллектика» лежит игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, а также использование методик логико-математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий А.Бондаренко, Е.Пановой, А.Михайловой, блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера. Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось следующее:

  • возможность использования игр для детей разного возраста;
  • наличие у развивающих игр замысла, правила. Возможность дополнить игр определенным сказочным сюжетом – который порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;
  • вариативность игровых заданий и упражнений, т.е. возможность усложнения их с учетом индивидуальных особенностей развития детей.
  • творческий потенциал каждой игры.

Направленность программы: интеллектуально-творческая.

Уровень программы: углубленный.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально-творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Э.Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Доказано, ребенок с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлен к школе, а с творческими способностями – активный, способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на мир, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можно способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности.

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

Задачи:

  • формирование углубленных математических представлений;
  • ознакомление с геометрическими понятиями;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию.
  • воспитание интереса к интеллектуальным играм;
  • формирование стремления доводить начатое дело до конца;
  • Создание положительного эмоционального настроя у ребёнка;
  • Воспитание у детей личностных качеств - справедливость, доброта, отзывчивость.

Адресат программы:

  • младший дошкольный возраст 3-5 лет
  • старший дошкольный возраст 5-7 лет

Объем программы:

  • младший дошкольный возраст 3-5 лет - 74 занятия
  • старший дошкольный возраст 5-7 лет - 74 занятия

Формы обучения и виды занятий: фронтальные, подгруппами, индивидуальные.

Срок освоения программы: 2 года.

Режим занятий:

Занятия проходят два раза в неделю:

  • младший дошкольный возраст 3-5 лет 30-35 минут
  • старший дошкольный возраст 5-7 лет 35-40 минут

Раздел 2. Содержание программы

Учебно-тематический план работы

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Игры и упражнения на развитие слуховой системы.
Словесные игры на развитие слуховой системы.
Игры на умения действовать в соответствии со словами.
Игры на развитие слухового анализатора

10

3

7

Вводная диагностика.
Проведение итоговых занятий.

2

Игры на развитие внимания. Развитие у детей устойчивого внимания, слухового внимания и умения его переключать.
«Что дальше?», «Когда это бывает?», «Сделай узор», использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

8

3

5

Проведение итоговых занятий.

3

Игры на развитие памяти.
«Сделай как я», «Угадай кого загадали», «Путешествие по городу», «Найди такую же», «Хватит ли куклам конфет?», «Считай и закрашивай».

9

4

5

Проведение итоговых занятий. Викторина.

4

Игры на развитие воображения.
«Купим пуговицы», «Картинки-вкладки», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Рисунок в несколько рук».

8

3

5

Проведение итоговых занятий.

5

Игры на развитие мышления. Использовать настольно-печатные игры:
«Парные картинки», «Лото», «Чьи детки?», «Изобретатель», «Что лишнее?».

8

3

5

Проведение итоговых занятий.

6

Игры на развитие речи. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, речевой активности. «Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра), «Что на картинке?».

9

4

5

Проведение итоговых занятий.

7

Игры на развитие воли. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, развитие умения действовать согласованно. «Салочки-догонялочки», «Лохматый пес» (вариант игры Е.И.Тихеевой)

9

4

5

Проведение итоговых занятий.

8

Игры на развитие навыков общения. Развитие зрительного восприятия, внимания, речи, воображения, волевых процессов. Снятие агрессии, снижение импульсивности. «Подарки» (использованы стихи М.Ивенсон), «Кто к нам пришел?», «Спектакль игрушек», «Магазин игрушек».

8

3

5

Итоговый КВН.
Итоговая диагностика.

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.

Задачи геометрического характера 

Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.

Нестандартные задачи логического характера

Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.

Нестандартные задачи алгебраического характера

Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.

"Игры Зака А.А.

Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

01.10
03.10
08.10
15.10.
17.10
22.10
24.10
29.10
31.10

15.45-16.30

групповая

2

Словесные игры на развитие слуховой системы.
Игры на умения действовать в соответствии со словами.
Игры на развитие слухового анализатора.
Игры на развитие слухового анализатора:
«Угадай, кто позвал», «Петушок», «Кто что слышит?», «Солнышко и дождик», «Ножки – ладошки». Подвижные игры:
«Елочки-пенечки», «Берег – ручеек».

КДВ №3

Вводная диагностика.
Итоговые занятия.

2

Ноябрь

05.11
07.11
12.11
14.11
19.11
21.11
26.11
28.11

15.45 – 16.30

Групповая

2

Игры на развитие внимания:
«Скажи наоборот», «Составь узор», «Что изменилось?», «Собери картинку».
«Что дальше?», «Когда это бывает?», «Сделай узор», использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

КДВ №3

Итоговое занятие.

3

Декабрь

03.12
05.12
10.12
12.12
17.12
19.12
24.12
26.12
31.12

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие зрительной памяти:
«Сделай как я», «Угадай кого загадали», «Путешествие по городу».
«Во что с этим можно поиграть?», «Кто Я?», «Покажи по-разному».

КДВ №3

Итоговое занятие

4

Январь

07.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие воображения:
«Купим пуговицы», «Картинки – вкладки», «Мастерская форм», «Обед для матрешек», «Рисунок в несколько рук».
«Поможем белочке», «Разноцветный конструктор», «Сложи узор», «Представь себе».

КДВ №3

Итоговое занятие

5

Февраль

04.02
06.02
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие мышления:
« Кукла катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Что изменилось?», «Отвечай быстро», «Что общего». Использовать настольно-печатные игры:
«Парные картинки», «Лото», «Чьи детки?», «Изобретатель», «Что лишнее?».

КДВ №3

Итоговое занятие

6

Март

03.03
05.03
10.03
12.03
17.03
19.03
24.03
26.03
31.03

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие речи:
«Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!», «Зайчик и мишка». «Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра), «Что на картинке?».
«Отгадай-ка», « Парные картинки».

КДВ №3

Итоговое занятие

7

Апрель

02.04
07.04
09.04
14.04
16.04
21.04
23.04
28.04
30.04

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие воли:
« Салочки-догонялочки», «Лохматый пес» (вариант игры Е.И.Тихеевой). « Пустое место» (вариант народной игры), «Лиса и гуси» (вариант народной игры). «Ай, гугу», (вариант народной игры), «Выручалочки», «Кто раньше дойдет до флажка?»

КДВ №3

Итоговое занятие

8

Май

05.05
07.05
12.05
14.05
19.05
21.05
26.05
28.05

15.45-16.30

Групповая

2

Игры на развитие общения:
«Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь!».
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

КДВ №3

Итоговый  КВН, Итоговая диагностика.

Раздел 3. Планируемые результаты

 В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями:

  • Получат углубленные элементарные математические представления;
  • Научатся производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов);
  • Смогут обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Фантазировать, моделировать, конструировать;
  • Смогут составлять целое из частей;
  • Научатся пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
  • Смогут прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
  •  Будут выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
  •  Научатся слышать и слушать друг друга;
  •  Будут проявлять индивидуальные и творческие способности.

Механизм оценки получаемых результатов

ФИО ребенка

Ориентация в пространстве

Развитие мелкой моторики

Уровень развития фантазии

Творческие способности

Уровень развития речи

Обобщение

Операции  над множеством

Элементарные математические знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы контроля: наблюдение, беседа, объяснение детей, педагогическая диагностика.

Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Ее проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов (Векслера, Бене-Термена и др.). Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Результатом хорошего освоения образовательного материала является перенос представлений и умений на другие игры (например развивающие игры Никитина, Монтессори) и высокие показатели усвоения программного материала.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Творческий отчет кружка на педсовете.
  • Систематизация работы кружка и обобщение опыта.
  • Викторина в старших и подготовительных группах.

Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Принципы организации кружка:

  • доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядность (наличие дидактических материалов);
  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
  • научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
  • «от простого к сложному».

Приложение

Список литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
    2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
    3. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009.
    4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
    5. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи. СПб., 2003.
    6. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988г.
    7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1988.
    8. Вагурина Л.М., Богданова Е. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания 5-7 лет. М., 1999г.
    9. Новикова В.П. Математика в детском саду 3-4 года. М., 2003г.
    10. Маклакова Е.С. Математика вторая младшая группа, Волгоград, 2011г.
    11. Гербова В.В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе. М.: Просвещение 1989г.
    12. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение 1991г.
    13. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2001г.
    14. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дощкольников, Санкт-Петербург, 1997г.
    15. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Воронеж 2007г.
    16. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: 1974г.
    17. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.: 1991г.
    18. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. М.: 1991г.
    19. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера, «На Золотом крыльце сидели» от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
    20. Серия «Блоки Дьенеша для самых маленьких», Санкт-Петербург, 2005.
    21. Серия «Блоки Дьенеша для старших от 5-8 лет» (схемы, интеллектуальные задачи, загадки, лабиринты)