Направленность: интеллектуально-творческая.
Уровень программы: углубленный.
Возраст учащихся: 3-6 лет.
Срок реализации: 2 год.
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
В основе разработки данной программы «Интеллектика» лежит игровая технология интеллектуально-творческого развития детей, а также использование методик логико-математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий А.Бондаренко, Е.Пановой, А.Михайловой, блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера. Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось следующее:
- возможность использования игр для детей разного возраста;
- наличие у развивающих игр замысла, правила. Возможность дополнить игр определенным сказочным сюжетом – который порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;
- вариативность игровых заданий и упражнений, т.е. возможность усложнения их с учетом индивидуальных особенностей развития детей.
- творческий потенциал каждой игры.
Направленность программы: интеллектуально-творческая.
Уровень программы: углубленный.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется тем, что сегодня особое значение приобретает проблема развития интеллектуально-творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Э.Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Доказано, ребенок с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверен в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлен к школе, а с творческими способностями – активный, способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на мир, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можно способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности.
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.
Задачи:
- формирование углубленных математических представлений;
- ознакомление с геометрическими понятиями;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;
- развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию.
- воспитание интереса к интеллектуальным играм;
- формирование стремления доводить начатое дело до конца;
- Создание положительного эмоционального настроя у ребёнка;
- Воспитание у детей личностных качеств - справедливость, доброта, отзывчивость.
Адресат программы:
- младший дошкольный возраст 3-5 лет
- старший дошкольный возраст 5-7 лет
Объем программы:
- младший дошкольный возраст 3-5 лет - 74 занятия
- старший дошкольный возраст 5-7 лет - 74 занятия
Формы обучения и виды занятий: фронтальные, подгруппами, индивидуальные.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий:
Занятия проходят два раза в неделю:
- младший дошкольный возраст 3-5 лет 30-35 минут
- старший дошкольный возраст 5-7 лет 35-40 минут
Раздел 2. Содержание программы
Учебно-тематический план работы
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Игры и упражнения на развитие слуховой системы. |
10 |
3 |
7 |
Вводная диагностика. |
2 |
Игры на развитие внимания. Развитие у детей устойчивого внимания, слухового внимания и умения его переключать. |
8 |
3 |
5 |
Проведение итоговых занятий. |
3 |
Игры на развитие памяти. |
9 |
4 |
5 |
Проведение итоговых занятий. Викторина. |
4 |
Игры на развитие воображения. |
8 |
3 |
5 |
Проведение итоговых занятий. |
5 |
Игры на развитие мышления. Использовать настольно-печатные игры: |
8 |
3 |
5 |
Проведение итоговых занятий. |
6 |
Игры на развитие речи. Развитие речевого дыхания, речевого слуха, речевой активности. «Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра), «Что на картинке?». |
9 |
4 |
5 |
Проведение итоговых занятий. |
7 |
Игры на развитие воли. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, развитие умения действовать согласованно. «Салочки-догонялочки», «Лохматый пес» (вариант игры Е.И.Тихеевой) |
9 |
4 |
5 |
Проведение итоговых занятий. |
8 |
Игры на развитие навыков общения. Развитие зрительного восприятия, внимания, речи, воображения, волевых процессов. Снятие агрессии, снижение импульсивности. «Подарки» (использованы стихи М.Ивенсон), «Кто к нам пришел?», «Спектакль игрушек», «Магазин игрушек». |
8 |
3 |
5 |
Итоговый КВН. |
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.
Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
"Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Календарный учебный график
№ |
Месяц |
Число |
Время проведения занятий |
Форма занятия |
Кол-во |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
Октябрь |
01.10 |
15.45-16.30 |
групповая |
2 |
Словесные игры на развитие слуховой системы. |
КДВ №3 |
Вводная диагностика. |
2 |
Ноябрь |
05.11 |
15.45 – 16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие внимания: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие. |
3 |
Декабрь |
03.12 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие зрительной памяти: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие |
4 |
Январь |
07.01 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие воображения: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие |
5 |
Февраль |
04.02 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие мышления: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие |
6 |
Март |
03.03 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие речи: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие |
7 |
Апрель |
02.04 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие воли: |
КДВ №3 |
Итоговое занятие |
8 |
Май |
05.05 |
15.45-16.30 |
Групповая |
2 |
Игры на развитие общения: |
КДВ №3 |
Итоговый КВН, Итоговая диагностика. |
Раздел 3. Планируемые результаты
В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями:
- Получат углубленные элементарные математические представления;
- Научатся производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов);
- Смогут обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
- Ориентироваться в пространстве;
- Фантазировать, моделировать, конструировать;
- Смогут составлять целое из частей;
- Научатся пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё);
- Смогут прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
- Будут выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
- Научатся слышать и слушать друг друга;
- Будут проявлять индивидуальные и творческие способности.
Механизм оценки получаемых результатов
№ |
ФИО ребенка |
Ориентация в пространстве |
Развитие мелкой моторики |
Уровень развития фантазии |
Творческие способности |
Уровень развития речи |
Обобщение |
Операции над множеством |
Элементарные математические знания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы контроля: наблюдение, беседа, объяснение детей, педагогическая диагностика.
Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Ее проводит психолог при помощи классических, адаптированных к дошкольному возрасту тестов (Векслера, Бене-Термена и др.). Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Результатом хорошего освоения образовательного материала является перенос представлений и умений на другие игры (например развивающие игры Никитина, Монтессори) и высокие показатели усвоения программного материала.
Формы проведения итогов реализации программы
- Творческий отчет кружка на педсовете.
- Систематизация работы кружка и обобщение опыта.
- Викторина в старших и подготовительных группах.
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Принципы организации кружка:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы);
- «от простого к сложному».
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2009.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
- Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи. СПб., 2003.
- Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988г.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1988.
- Вагурина Л.М., Богданова Е. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания 5-7 лет. М., 1999г.
- Новикова В.П. Математика в детском саду 3-4 года. М., 2003г.
- Маклакова Е.С. Математика вторая младшая группа, Волгоград, 2011г.
- Гербова В.В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе. М.: Просвещение 1989г.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение 1991г.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2001г.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дощкольников, Санкт-Петербург, 1997г.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Воронеж 2007г.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: 1974г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.: 1991г.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. М.: 1991г.
- Игры с цветными счетными палочками Кюизенера, «На Золотом крыльце сидели» от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.
- Серия «Блоки Дьенеша для самых маленьких», Санкт-Петербург, 2005.
- Серия «Блоки Дьенеша для старших от 5-8 лет» (схемы, интеллектуальные задачи, загадки, лабиринты)