«Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни».
Я.Коменский
Не случайно хочется обратиться к известному высказыванию выдающегося педагога прошлых лет Я.Коменского, который подчеркнул значимость начального звена становления человека. Таковым является детство, а именно дошкольный его период. Так как он является самым благодатным для всестороннего развития и становления личности ребенка.
В эпоху столь стремительного прогресса современного общества в целом, наиболее востребованным стал вопрос духовно- нравственного воспитания и социализации детей в обществе. Одним из направлений, объединяющих эти два блока, стало правовое воспитание детей дошкольного возраста.
Проблема прав детей является самой актуальной и не подвергается сомнению. Так как необходимыми условиями гармоничного развития ребенка является соблюдение основных его прав, каковыми являются право на имя, семью, медицинский уход, образование и т.д. Нужно понимать, что дети это наше все, это будущее нашей страны, и главная наша задача защитить их права, а также сделать все зависящее от нас, чтобы они были соблюдены и не нарушены. В связи, с чем хочется упомянуть Конвенцию о правах ребенка как основного документа, защищающего права и интересы ребенка.
Основными участниками правового воспитания детей являются как воспитатели, так родители, которые при тесном взаимодействии и сотрудничестве решают одну и ту же проблему и движутся к общему знаменателю. Но все-таки ведущий вид деятельности это совместная деятельность взрослого и ребенка. Дети должны знать свои права, для того чтобы быть юридически грамотными гражданами своей страны.
В целом, обучение по правам, процесс сам по себе долгосрочный, так как осуществляется на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Завтрашний день России во многом зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Главным направлением этой деятельности будет не только усвоение данных норм и правил, но и воспитание уважения этих прав.
Необходимо создавать все условия для практического применения усвоенных знаний в данной области. И поэтому чаще всего для решения этих задач используются такие виды деятельности как игровая и художественно-продуктивная, которые являются для дошкольников ведущими. Это и всевозможные игры: игры - драматизации, ролевые, театрализованные, дидактические. Психологические тренинги и упражнения на развитие эмоциональной сферы, а также коммуникативных умений и навыков. Организуется проблемно-поисковая деятельность, отраженная в подготовке и осуществлении проектов в данном направлении. А также продуктивная деятельность, выраженная в работе по изготовлению знаков, символов, эмблем, плакатов, соответствующих данной теме.
Конечно, особая роль отводится художественному слову, как основному средству правового воспитания дошкольников. В качестве наглядных примеров для более точного осмысления содержания того или иного права используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. Сказки как нельзя точнее отражают сущность прав и являются наиболее доступным материалом для детей, освещающим весь спектр правовых знаний. Именно через драматизацию и инсценирование сказок дети усваивают правовые нормы и правила.
Ребенка необходимо воспитывать не только в духе самоуважения, но и уважения к другим. То есть полнота самоощущения и толерантность это и есть фундамент правового воспитания дошкольников. Если взять дошкольное учереждение, то преподавание прав дошкольника на первых ступенях начинается с приобретения навыков выражения себя, общения между сверстниками и заботе друг о друге. Решающая роль отведена педагогу не только как исследователю детских душ, но и как наставнику, ведущему к свету знаний и житейской мудрости.
Но не забывайте, что если работа педагога не найдет своего отражения в семье она сойдет на «нет». Думаю, вы согласитесь, что особая роль в становлении личности ребенка и его физическом и психологическом благополучии принадлежит близким людям. Поэтому ни у кого не вызывает сомнений утверждение о ценности семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей, то, что несет семья заменить ничем невозможно. Преемственность поколений налицо, только через детей можно передать истинные духовные ценности.
Поэтому считается, что дошкольный период самый уникальный в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и происходит становление и развитие личности. Этот период, в течение которого ребенок находится в зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Защита детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.
Духовное здоровье нашей нации, наш генофонд во многом зависят от воспитания, образования и развития наших детей от их подготовки к жизни в быстро меняющемся обществе. Права ребенка - обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
Поэтому в последнее время все больше внимания уделяется решению задач жизнеобеспечения детей и защите детства. Это одни из приоритетных и стратегических задач нашего государства.
Список литературы
1. Богданова С.А. 2007. «Твои права». Программа правового воспитания детей в подготовительной группе // Дошкольная педагогика. - №6. - С.15-20.
2. Борисова О. 2002 . Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. - №4. - С.77-79.
3. Голицына Н.С. 2006. Как защитить детей? Права ребенка// «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» //Под ред. Л.Д.Огневой. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». - С.87–95 .
4. Давыдова О.И. 2008. Родителям и детям о правах ребенка//«Беседы об ответственности и правах ребенка» // Вялкова С.М. – М.: ТЦ Сфера. - С. 55-67.
5. Калинина Л.В. 2008. Изучаем права вместе с любимыми персонажами // Ребенок в детском саду. - №33.- С. 44-45
6. Сапогов В.М. 2008. Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников // Дошкольная педагогика. - №7.-С.46-48.