Экологическое воспитание обучающихся в работе школьного объединения «Лесной патруль»

Разделы: География, Экология, Профессия — педагог

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологические проблемы, экологическая грамотность


Введение

Актуальность исследования

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главную цель развития цивилизации. В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний. Обязательность преподавания экологических знаний относится к числу важнейших принципов экологической политики России. Поэтому педагоги в доступной и понятной для учеников форме, уже со школьного возраста должны разъяснять и внушать им, что правомерно, а что нет, и как вести себя в окружающей их природе [5, 12].

Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: если использовать различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, это будет способствовать формированию экологической культуры личности.

Объект исследования: процесс экологического воспитания обучающихся.

Предмет исследования: содержание, формы, методы экологического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности.

Цель исследования – определить эффективность использования  внеурочной деятельности в работе по экологическому воспитанию обучающихся, на примере школьного объединения «Лесной патруль».

На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу, раскрывающую проблемы экологического воспитания обучающихся.
  2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы экологического воспитания обучающихся.
  3. Представить анализ результатов работы по экологическому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности.

Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности

1.1. Анализ теоретических источников по проблеме экологического воспитания обучающихся

Экология вносит свой вклад в раскрытие целостного представления о мире и человеке. Это предполагает разработку гибких форм экологизации образования на междисциплинарной основе. Кроме того, необходимо учитывать федеральный и национально-культурный и региональный уровень общеобразовательной системы. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы.

Рассмотрение ряда экологических вопросов на уроках в народной школе знаменует собой начало осуществления элементарного экологического образования. Однако процесс экологического образования помимо сообщения учащимся биологических знаний включал в себя и воспитание нравственного, бережного отношения к природе. Вопросы нравственности личности являлись ведущими в теории воспитания конца XIX – начала XXвека. Основная педагогическая задача виделась в оказании ребенку помощи лучше познать себя и установить экологически оправданные взаимоотношения с природным и социальным окружением, исходя из канонов взаимовлияния нравственного воспитания и познания природы (Н.А.Корф, П.Ф.Тихомиров).

К началу XX века в России сформировались следующие направления воспитательной работы:

1) гуманно-нравственное (В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, Н.А.Корф);

2) нравственно-патриотическое (Н.Ф.Бунаков);

3) краеведческо-патриотическое (Д.Д.Семенов).

Неразрывная целостность экологического образования с нравственным воспитанием подтверждается и современными исследованиями. Во второй половине XIX – начале XX века разработка ценностного аспекта экологического образования – формирование нравственного отношения к природной среде – положила начало развитию дидактического принципа – воспитывающий характер обучения. В целом XIX век привнес в школьное естествознание следующие основы, ставшие базовыми при дальнейшей разработке вопроса экологического образования:
1) введение в школьную практику элементов самостоятельного изучения природы (А.Н.Бекетов, К.А.Тимирязев), в том числе в ходе внеурочной (летней) работы К.К.Сент-Миллер);
2) формирование мировоззрения в процессе изучения мира (А.Я.Герд);
3) взаимосвязь нравственного и экологического образования и другие.В начале XXвека В.И.Вернадский сформулировал основы учения о ноосфере (предтече экологии как науки).

Двадцатые годы XX века привнесли в экологическое направление новый деятельностный аспект: формирование отношений к реальной действительности должно протекать в процессе деятельности по охране природы (Н.К.Крупская), нашедший отражение в массовой юннатском движении.

Таким образом, в течение длительного времени экологическое образование было взаимосвязано с изучением биологического и географического материала.

С конца 60-х гг. начали активно разрабатываться проблемы «природоохранного просвещения школьников» с постепенным включением в школьные программы и учебники вопросов охраны, применения ресурсосберегающих технологий. Вначале эти темы разрабатывались только в рамках методик преподавания естественно-научных дисциплин (биологии, географии). Тогда же помимо просветительных стали появляться воспитательные моменты: необходимость развития у учащихся положительного, бережного отношения к природе, рассмотрения общего влияния природоохранного просвещения на весь процесс становления их личности (В.И.Калужина, Т.Х.Мезенцева).

На становление экологического образования существенное влияние оказал учрежденный в 1971 году Гринпис – самое крупное экологическое объединение, занимающееся проблемой охраны природы.

Со временем представления о возможностях решения экологических проблем расширялись, что сделало невозможным преодоление противоречий между обществом и средой без формирования у человека особых качеств. Так появилось понятие «экологическое воспитание » - педагогической деятельности, направленной на развитие у подрастающего поколения черт личности, необходимых для установления гармоничных взаимоотношений с природой. Совокупность этих личностных черт стала именоваться экологической культурой школьника. Вместе с тем большое внимание было уделено проблеме формирования у детей экологических знаний как ее фундаменту. Экологический аспект изучения основ наук и получил название экологического образования. Дальнейшая разработка экологического аспекта велась по различным направлениям.

В большинстве исследований также отмечалось, что показателем экологической культуры учащихся следует считать деятельностный аспект. Готовность и способность к действиям по бережному использованию, защите и улучшению окружающей среды – свойство личности, обладающей высокой экологической культурой.

Параллельно разрабатывались вопросы дальнейшей экологизации образования в стране (Н.Н.Чернова), методики организации экологических троп (А.Н.Захлебный), конкретных технологий экологического образования и воспитания детей (В.П.Арсентьева, Н.Н.Вересов, Т.А.Федорова), экологизация курсов биологии и разработка программ по экологии человека (И.Т.Суравегина), теоретических основ, принципов, целей, задач, путей реализации экологического образования и воспитания (А.А.Вербицкий, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен).

В экологическом воспитании выделился мировоззренческий аспект. Становление научного мировоззрения считается невозможным без экологической воспитанности школьника.

В ряде работ последних лет высказывается мысль об актуальности использования в процессе экологического образования и воспитания идей формирования у школьников ноосферного идеала будущей цивилизации. При этом процесс формирования у школьников ноосферного идеала цивилизации связан с изменениями и поисками в экологическом образовании:

1) формирование у школьников экологических убеждений на базе заложенных общих интеллектуальных умений;

2) осуществление экологического воспитания во взаимосвязи с освоением детьми национальной культуры, фольклора, со знакомством с чертами народного мировоззрения;

3) формирование экологической культуры во взаимосвязи с развитием нравственных, коммуникативных и других качеств личности учащихся;

4) соблюдение «принципа интеграции естественно - научного, гуманитарного и художественно-эстетического в содержании образования школьника;

5) Принципы современной системы экологического образования: гуманизация, научность, прогностичность, системность и непрерывность и другие;

6) отход от изолированного рассмотрения одного из аспектов отношения школьников к природе – эмоционально-целостного;

7) поиск критериев, позволяющих целостно охарактеризовать личность, обладающую высокой экологической культурой;

8) расширение понимания экологического образования;

9) поиск нетрадиционных подходов в экологическом образовании детей с конца 1990-х годов.

В целом основы современной государственной системы экологического образования были заложены в 1993-1995 гг. в программе «Экологическая безопасность России», дальнейшее развитие которой видится в реформировании школы, создании непрерывного экологического образования.

Экологизация современного образования и воспитания несет в себе следующие функции:

1) способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

2) является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

3) формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать деятельность собственную и других людей;

4) расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

5) позволяет раскрыть социальную сущность обучения в целом.

Несмотря на значительные достижения отдельных регионов, педагогических коллективов в области экологического образования школьников, из-за отсутствия единой системы подготовки педагогических кадров в данной области такого рода наработки до сих пор остаются на уровне локальных [22,256 – 270].

Таким образом, проблемой экологического образования и воспитания занимаются многие учёные:А.М.Миронова, А.С.Бахарева, А.А.Плешаков, Т.А.Бобылева, Л.Д.Бобылева и другие .

Актуальность экологического материала в современном образовании подтверждается увеличением числа специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей экологического профиля, создаются специализированные учреждения, готовящие специалистов в области экологии, ведется подготовка и повышение квалификации преподавателей экологов. [26, 24].

Выводы по I параграфу:

Таким образом, анализ педагогической, методической и специальной литературы показал, что проблема экологического воспитания стала актуальной еще на рубеже XIX–XX веков. В настоящее время этим вопросом занимаются многие ученые, методисты и биологи.

1.2. Основные понятия экологического воспитания          

Термин «экология», обозначающий «науку, изучающую взаимосвязи между живыми организмами, включая человека, с окружающей их средой» ввел Э.Геккель в 1866 году.

Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Конституция (ст. 42), основной закон РФ предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Для эффективного экологического воспитания необходимо знание новых теоретико-методологических оснований и содержания этого процесса.

К основным современным научно-методическим подходам к разработке содержания и структуры процесса экологического воспитания относятся аксиологический, культурологический, деятельностный, компетентностный.

Аксиологический подход к экологическому воспитанию предполагает формирование у детей потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.

С позиции культурологического подхода экологическое воспитание рассматривается как сфера саморазвития ребенка в пространстве его культурных практик. В связи с этим главной задачей современной школы должно стать развитие творческого потенциала ребенка. При этом экологическая культура трактуется не как часть, но как уровень общей культуры личности, основанный на экологическом мировоззрении. Результатом экологического воспитания, осуществляемого в русле культурологического подхода, становятся такие параметры духовной культуры личности, как:

– установка на заботу, помощь, созидание, разумное поведение в социоприродной среде (нравственно-моральный компонент),

– экологическое мировоззрение, основу которого составляют экологические знания, приобретенные обучающимся в ходе разнообразных культурных практик (когнитивный компонент),

– смысложизненные ценности как основа для моделирования экосообразного образа жизни (поведенческий компонент).

Деятельностный подход к организации процесса экологического воспитания предполагает последовательное включение учащихся в разнообразные виды самостоятельной активной деятельности, направленной на осознание экологических проблем, на поиск путей решения и непосредственную деятельность по охране окружающей среды.

В русле компетентностного подхода под экологической компетентностью понимается способность системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем.

Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у человека гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Экологическая культура  личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности [20,132].

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. В школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном поведении на природе, в активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, в пропаганде экологических идей, в зачатках культуры профессионального труда.

Экологическая культура, указывает Л.Д.Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и её охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе [5, с.57 - 59].

Являясь органической частью целостного процесса формирования человека, экологическое воспитание тесно связано с другими аспектами воспитания (патриотическим, правовым, эстетическим, трудовым и т. д.) [37,262].

Перед экологическим воспитанием стоят следующие задачи:

1) сформировать у обучающихся навыки самообразования по вопросам развития взаимодействия природы и общества;

2) вооружить учащихся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к другим людям и самому себе;

3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т.д.;

4) формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, самоопределение и самоуважение;

5) развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.

В соответствии с целью и задачами экологического воспитания формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического воспитания и характеру учебно-воспитательной деятельности [20,132]. Принципы экологического воспитания подразделяются на две группы. К первой относятся общие дидактические принципы, характерные для всего процесса воспитания, но приобретающие особенности при организации работы по экологическому воспитанию (принцип системности, систематичности, связи теории с практикой, совместной деятельности и другие), а вторая группа включает принципы, характеризующие только экологическое воспитание.

Ко второй группе относятся:

- принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды;

- принцип комплиментарности требует выделения экологического аспекта в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом (и т.п.) воспитании;

- принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природ, определяет необходимость организации в процессе экологического воспитания непосредственного общения с окружающей средой;

- принцип взаимосвязи глобального, национального, краеведческого и личностного подходов;

- принцип творческой координации содержания эклогического воспитания исходя из реальных условий и возможностей учащихся и школы;

- принцип учета психологических особенностей развития, восприятия и сознания школьника, оценки окружающей действительности и людей, которые его окружают.

Содержание экологического воспитания включают комплекс идей, отражающих особенности отношений человека к природе, другим людям и самому себе. К ним носят следующие идеи:

- Развитие и целостность природы; данная идея объединяет знания о биосфере как едином целостном организме.

- Взаимосвязь природы и общества - понимание связей между природой и развитием общества; рациональное использование природы обществом создает возможность прогресса и развития каждой личности.

- Изменения природы в процессе труда иногда влечет за собой нежелательные, отрицательные экологические последствия; в связи с этим необходимы поиски новых экологически оправданных технологий.

- Среда и здоровье человека; оставаясь биологическим существом, человек нуждается в экологически приемлемом состоянии окружающей среды: определенном составе воздуха, воды, пищи, земель и т.д.

- Профессиональное использование природы; профессиональная деятельность всегда соотносится с личным и общественным представлением об экологически оп данном поведении.

Второй компонент содержания экологического воспитания составляют следующие идеи:

- Взаимообусловленность научно-технического развития и уровней потребностей общества.

- Проблема утилизации и очистки отходов производства связана с необходимостью обогащения природный ископаемых, устранения всего лишнего, ненужного, того, что человек еще не научился использовать.

- Совершенствование природы : разумное создание искусственного климата, систем орошения, осушения болот и т.п.

- Психологическое здоровье людей в условиях искусственно созданной среды; создаваемый человеком мир, урбанизация, новые искусственно созданные вещества, питания на основе синтезируемых в искусственных условиях веществ не могут не отразиться на естественном состоянии человека.

- Развитие экологически чистых технологий; прогнозирование влияния деятельность человека на других людей самого себя - определяющая возможность ответственного отношения к своей деятельности, умение видеть результаты и последствия своей деятельности, оценивать только сиюминутную выгоду, но и далеко идущие перспективы деятельности.

Третий компонент содержания экологического воспитания определяют следующие положения:

- Природа в нравственно-эстетическом развитии личности; для развития необходимых человеку личностных качеств, органов чувств необходимо постоянное общение с окружающей природой.

- Объективное восприятие реальности, т.е. восприятие и оценка окружающей действительности, других людей, себя беспристрастно, такими, каковы есть, а не такими, какими хотелось бы видеть; единство эмоциональных иррациональных процессов в человеке.

- Зависимость развития личности от культуры и окружения.

- Сформированность общественных интересов.

- Демократичный характер межличностных отношений - отсутствие предубеждений во взаимоотношениях с людьми.

- Способность к творчеству (креативность).

- Сформированность субъективного опыта или саморазвитость всех аспектов личности,способствующих чувству внутреннего единства, постоянство относительно его диспозиций, намерений, перспективных целей.

- Сформированность целостной жизненной философии - способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни: наличие системы ценностей [37, 263].

Вывод по параграфу 1.2.

Таким образом, под экологическим воспитанием (по И.Н.Понамаревой) можно считать формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у ребёнка гармонического взаимодействия с природой, другими людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Экологическая культура становится важным показателем общественной активности и сознательности личности [24,132].

В педагогической теории формируются и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. Содержание экологического воспитания включают комплекс идей, отражающих особенности отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

Продолжение статьи

Приложения

Список использованной литературы

  1. Аквилева Г.Н., Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. – М.: Владос, 2011. – 240с.
  2. Байбородова Л. В., Методика обучения биологии [Текст]: пособие для учителя / Л.В.Байбородова, Т.В.Лаптева. - М.: Владос, 2004. – 176с.
  3. Бачинин В.А. Психология [Текст]: Энциклопедический словарь / В.А.Бачинин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 272с.
  4. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей [Текст]: методическое пособие для учителей и воспитателей / А.С.Бахарева. – Шадринск: Издательство ШГПИ, 1998. – 128с.
  5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л.Д.Бобылева // Биология в школе. – 1996. №3. – С.57 -59.
  6. Богомолова Н. И. Экологическое образование и воспитание в школе [Текст] / Н.И.Богомолова // Образование: проблемы, поиск, решения: сборник научно-методических работ. – Ханты-Мансийск, 2004. - №7 – С. 215 – 228.
  7. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н.М.Верзилин, В.М.Корсунская. – М.: Просвещение, 1976. – 385с.
  8. Викторова Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников [Текст] / Л.П.Викторова. – СПб.: 2001
  9. Геоэкология и природопользование [Текст]: Понятийно-терминологический словарь / авторы – сост. В.В.Козин, В.А.Петровский. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 576с.
  10. Грехова Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И.Грехова. – М.: ЦГЛ, 2009. – 288с.
  11. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. – Ростов-на /Дону: Феникс, 1996. – 376с.
  12. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере [Текст] / Н.В.Добрецова. – 1988. – 235с.
  13. Емельянова М. Изучение опыта общения воспитанников с природой: тесты для учеников среднего школьного возраста [Текст] / М.Емельянова // Воспитание школьников. – 2009. №5. – С.23 – 27.
  14. Жигарев И.А. Основы экологии 10 (11) класс [Текст]: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М.Черновой «Основы экологии» 10–11 класс / И.А.Жигарев, О.Н.Пономарева, Н.М.Чернова. – М.: Дрофа, 2012. – 208с.
  15. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: 1992.
  16. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [Текст]. – М.: 1991.
  17. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] / А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина. – М.: 1994. – 217с.
  18. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учебное пособие / И.Н.Понамарева. – М.: Академия, 2003. – 270с.
  19. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии [Текст] / И.Н.Понамарева. – Л.: 1979 – 154с.
  20. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст] / В.А.Игнатова. – Тюмень, 1998. – 267с.
  21. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М.Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 522с.
  22. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян. – М.: Академия, 2010. – 496с.