Развитие произвольности — многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее).
Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка [1, c.348].
Е.К.Вархотова, Н.В.Дятко и Е.В.Сазонова предлагают выявить уровень развития произвольности в общении детей с взрослыми, используя игру типа «Запрещенные слова», где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Ответы детей и их поведение во время подобной игры показывают, как ребенок воспринимает в такой ситуации позицию взрослого, как понимает нелепые вопросы, пытается ли ответить так, чтобы не нарушить правила игры. Дети, психологически не готовые к школе, обычно «честно» отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом [2,c.37].
Развитие произвольности поведения связано со становлением регулятивной функции психики. В данном возрасте дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т.п. — все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т.п. — эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность.
Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям – отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, не боязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки [3].
Показателями развития произвольности у младших школьников в современной образовательной развивающей среде являются: упорство и настойчивость учащегося, может проявляться к различных видах деятельности (письме, чтении, математике, на уроках технологии, ИЗО); умение преодолевать трудности в поведении и деятельности; умение выполнять разные виды труда и трудовые действия; умение достигать цели, поставленные взрослыми; умение самостоятельно ставить цели; умение планировать своё поведение и деятельность; умение контролировать своё поведение и деятельность; умение управлять своим поведением и деятельностью; произвольность психических процессов (памяти, мышления, устной и письменной речи на родном и других языках и др.).
В ходе исследования нами были проанализированы научные источники по проблеме произвольности, как образования младшего школьного возраста, выявлены основные составляющие произвольного поведения. В дальнейшем было организовано исследование на базе МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» пгт. Оршанка Оршанского района РМЭ 3-й класс. В эксперименте приняло участие 24 учащихся. Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2018 г. В соответствии с целью и задачами исследования был подобран диагностический инструментарий по выявлению уровня развития произвольности поведения младших школьников. По результатам исследования выявлено, что около половины детей (40,8%) испытывают трудности в произвольности поведения, им сложно усваивать инструкции Исследование произвольных форм речевого развития детей выявило низкий уровень у 79% школьников. Диагностика умения действовать по образцу, выполнять копирование сложных фигур так же выявила недостатки развития произвольности поведения.
Полученные результаты исследования могут быть применены в практической деятельности учителей начальных классов, педагогов-психологов, тьюторов. Разработаны рекомендации по развитию произвольности поведения младших школьников:
- для организации работы по развитию произвольности поведения необходимо провести диагностику произвольности;
- первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Например, реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их число должно превышать набор элементов, необходимых для конструирования, с тем чтобы ребенок научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету;
- дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. Эффективным упражнением развития произвольности, максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит «Графический диктант».
Методика работы с детьми, имеющими низкий уровень произвольности поведения:
- формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений (баллы, призы, санкции и др.));
- соблюдение четкой структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, временного регламента (с целью организующего момента при формировании произвольности);
- чередование групповых и индивидуальных форм работы (выполнение задания индивидуально, в парах, тройках, группах);
- переход от контроля, ведущего за выполнением заданий, сначала к взаимоконтролю (оценивают друг друга), затем к самоконтролю (каждый оценивает себя сам);
- упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);
- игры с правилами: сюжетно-ролевые, подвижные; дидактические, развивающие игры, настольные игры; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций.
Цикл из 25 занятий рассчитан на работу с младшими школьниками в возрасте 8–10 лет, испытывающими трудности произвольности в поведении в процессе обучения.
Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их — это первая форма самоконтроля. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом — рисовать, лепить, мастерить и т.д.
Учеба — это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней пребывания в школе.
Литература
- Вархотова Е.К, Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. М.: Генезис, 1998. — 48 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с,
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. / Е.О.Смирнова - Москва–Воронеж, 2008. – 172с.