Использование ИКТ на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: история, ИКТ, мультимедийное приложение, приложение


Введение

В современном мире мы наблюдаем все возрастающее влияние на людей медиатехнологий. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: сейчас школьник для того, чтобы прочитать книгу не идет в библиотеку. А скачивает ее на свой планшет.
Образование должно реагировать на изменения, должно трансформироваться, приспосабливается к «новому» типу школьников. Иначе эффективность образовательного процесса начнет стремиться к нолю.

Мозг современного ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств. Поэтому сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.

Цель работы: на практическом примере доказать целесообразность, практичность и удобство использования современных технологий при изучении истории.

Задачи:

  • Разъяснить особенности психоэмоционального развития современных школьников и факторов, на это влияющих.
  •  Выявить особенности подачи школьникам информации.
  • Описать возможности приложения StoryMap https://storymap.knightlab.com/.
  • Познакомить с уже готовыми материалами, созданными с помощью данного приложения.
  • Продемонстрировать в режиме реального времени создание маршрута с помощью данного приложения.

Глава I. Особенности психо-эмоционального развития современных школьников

Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К ним относятся:

  • увеличение самой скорости изменений в жизни;
  • быстрое освоение новыми поколениями социального опыта;
  • стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира;
  • быстрое развитие новых технологий и глубокое их проникновение в повседневную жизнь.

В эпоху Интернета у школьников возникает так называемое «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов.

Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей:

  • любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека;
  • текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два–три абзаца) объема;
  • фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия»

Особенностью современных школьников является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации.

Школьным педагогам, даже принадлежащим к другому поколению, ничего не остается как изменяться, приспосабливаться, снова учиться, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

Глава II. Интерактивное приложение StoryMap

Сейчас существует огромное количество различных приложений, сайтов, программ, которые могут помочь визуализировать, систематизировать и разбить на небольшие смысловые части огромный объем информации.

Изучая историю, мы часто сталкиваемся с большим количеством событий, происходящих в разных местах. В пример можно привести хронологию любой войны. Все боевые действия изучаются всегда с помощью карты.

Интерактивное приложением StoryMap https://storymap.knightlab.com/ является очень удобным инструментом для визуализации и разнообразия подачи материалов на уроках истории. Оно дает возможность построить свой собственный интерактивный маршрут по всему миру, создать свою собственную карту.

Сервис разработан Knight Lab. Создавать карты на основе него очень просто и быстро, также есть возможность включить в маршрут самый разнообразный мультимедийный контент. На созданной карте можно отметить до 20 мест и про каждое рассказать на отдельном слайде с картинками и видео.

Возможны несколько вариантов использования приложения: учитель может сам заранее построить маршрут для конкретного урока. А можно прямо на уроке с помощью интерактивной доски или за компьютером, транслируя через проектор, строить любой маршрут вместе с учениками.

Глава III. Интерактивные маршруты для уроков истории

Мною, совместно с учеником 8 класса, с помощью приложения https://storymap.knightlab.com/ был создан этно-маршрут по Иркутской области.

В маршруте указаны несколько поселков Иркутской области, образовавшихся в результате столыпинской аграрной реформы и существующие до сих пор.

Данная разработка используется мною на уроках истории в рамках изучения столыпинской аграрной реформы. Ссылка на маршрут:

https://uploads.knightlab.com/storymapjs/4f63d0c8b27cd94f119547188f92e655/irkutsk/draft.htmlhttps://uploads.knightlab.com/storymapjs/4f63d0c8b27cd94f119547188f92e655/irkutsk/draft.html

Также, используя приложение, ученикам можно задавать творческие задания домашние задания. Примеры тем:  Образование СССР: порядок вступления в состав страны союзных республик», «Наступление немецких войск на СССР», «Карта предприятий, построенных в период сталинской индустриализации» и т.п.

Практическая часть работы

Слушателям предлагается вместе с докладчиком построить в режиме реального времени карту, на которой будет видна очередность вступления в войну и география стран-участниц Первой мировой войны.

Также любой желающий может попробовать самостоятельно создать свой собственный маршрут.

Список литературы и источников

1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. – №4.

2. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. — 2012. — №4

3. Приложение для создания маршрута: https://storymap.knightlab.com/

4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2008, № 8.

5. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. - М., 2010. - 126 с.