Урок информатики по теме "Кодирование информации"

Разделы: Информатика, Конкурс «Цифровой класс»

Ключевые слова: кодирование информации, код


Цели урока:

  • Образовательные: формирование понятия «кодирование», «код».
  • Воспитательные: развитие активность и самостоятельность при изучении нового материала; воспитание интереса к изучаемому предмету.
  • Развивающие: развитие умений сравнивать, делать выводы, классифицировать

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • понимание роли информационного процесса «кодирование» в современном мире;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

метапредметные:

  • понимание общепредметной сущности понятий «информация».

Предметные:

  • Ученик научится: использовать термин «кодирование», «код».
  • Ученик получит возможность: углубить и развить представления о таком информационном процессе как «кодирование» и его роли в современном мире.

Решаемые учебные задачи:

  • формировать и углублять представления о кодах, кодировании информации;
  • показать роль кодирования в жизни, в информатике.

Оборудование:

ЭОР:

Место урока в разделе: тема изучается в рамках раздела «Информационные процессы», после изучения таких информационных процессов, как хранение и передача информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Аналитическая деятельность: приводить примеры кодирования информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Приложение

Практическая деятельность: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

I. Мотивационный

Выдает д/з
Объявляет  тему урока, записанную на рабочих листах учащихся и на  доске: «12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10», создавая проблемную ситуацию.
Организует групповую деятельность учащихся по определению темы урока и цели урока. При чем на рабочих листах есть подсказка в виде таблицы перекодировки для декодирования темы урока.
Оценивает правильность выполнения заданий: за каждое правильно выполненное задание выдает 1 талант («денежная» единица урока)

Соревнуются двумя группами,
выполняя задания 1-4.
Озадачены тем, как сформулирована тема урока.
Определяют тему урока, используя таблицу перекодировки, формулируют цель.

Акцентирует внимание учащихся, чтобы они смогли узнать тему урока, пользуясь таблицей перекодировки. Показывает ЭОР «Таблица перекодировки» посредством мультимедиапроектора

Просматривают представленную флэш-анимацию

http://school-collection.edu.ru/
catalog/res/3282b4e9-a2b6-4037-a4
58-22d0a1fac95f/?from=
9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&

II. Изучение нового материала

Вовлекает учащихся в групповую работу по изучению нового учебного материала (формирование понятия код, кодирование)

Работают группами. Выполняют задания 6, 7

 

 

Демонстрирует понятие кодирование соответствующим ЭОР.
Приводит примеры кодирования:
- кодирование информации голосовыми связками;
- кодирование информации по почтовой переписке

Просматривают представленные флэш-анимации

кодирование информации понятие
http://school-collection.edu.ru/
catalog/res/afcf60d4-23f2-4216-
bb17-10bd4fca4fb9/?from=
9916334c-3915-4f52-965d-
f33da2f8638e
&
кодирование информации голосовыми связками
http://school-collection.edu.ru/
catalog/res/a8701b09-6fdc-46cb-
8e9b-ff2876040f1a/?from=
9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&

кодирование информации по почтовой переписке
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/
28e20301-a2ed-4304-87de-
5a7794b73075/?from=9916334c-
3915-4f52-965d-f33da2f8638e&

III. Первичное закрепление полученных знаний

Просит сделать выводы, осуществить записи в тетрадях

Делают выводы, записывают в тетради определения кода, кодирования; классификацию способов кодирования

 

IV. Практическая работа на компьютере

Выдает практическое задание на ПК: Информация вокруг нас — В мире кодов - Задания:
1 вариант – Азбука Морзе
2 вариант – Алфавитное кодирование

Выполняют задания группами

http://www.lbz.ru/metodist/authors/
informatika/3/files/vWindows5.zip

V. Рефлексия

Проводит рефлексию