Одной из главных социально-образовательных проблем на сегодняшний день по-прежнему остается отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, родителей – от интересов ребенка. Создание единой воспитывающей среды, в которой гармонично развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы – вот основная задача классного руководителя и школы в целом.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной.
Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать», «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я». Выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Моя задача, как классного руководителя – создавать условия для саморазвития учащихся.
Взяв классное руководство в 5 классе с 1 сентября 2011 года меня, наверное, как и каждого учителя, волновали вопросы: «Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения?» Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся ставлю следующую цель: смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Исходя из намеченного, определила следующие задачи:
1. Формирование и сплочение классного коллектива;
2. Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
3. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
4. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям.
Решить эти задачи помогает только насыщенная жизнь класса интересными делами.
Организуя воспитательную работу в своем классе, выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
1. Не воспитывай в плохом настроении (спокойствие, только спокойствие;
2. Определи, что хочешь для ребенка; узнай, что он думает по этому поводу;
3. Предоставь возможную самостоятельность;
4. Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
5. Не пропусти первый успех ребенка.
Сегодня я классный руководитель 11 класса. Считаю, что в классе создан «здоровый» психологический микроклимат, способствующий плодотворному творческому сотрудничеству детей, классного руководителя и родителей.
Стараюсь видеть в ребенке не объект воспитания, а личность, заслуживающею такого же уважения, как и взрослый. Чтобы узнать детей лучше, я провожу анкетирование, результатом работы является - психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса.
В начале каждого учебного года провожу работу по организации классного самоуправления, ведь, именно, самоуправление способствует развитию и решению всех стадий и задач при формировании коллектива, развитию индивидуальных способностей каждого, созданию благоприятного психологического климата в классе. Все дети охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Еще один очень запоминающий день – это День Самоуправления, где ребята пробуют себя в роли учителя, второй год мой класс будет участвовать в управлении школы.
За эти годы мои ребята стали публичны (есть в классе победитель в Муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», призер областного конкурса юных чтецов «Живая классика» 2017 г., призер в областной конференции «Экология моего края». Есть ребята с художественным вкусом и способностями к рисованию, поэтому мы всегда участвуем в конкурсах рисунков различной тематики. Дети отличаются артистичностью и большой активностью во всех школьных мероприятиях: День учителя, Новый год, 8 Марта, Коммунарский день, Смотр строя и песни. Есть победители и призеры Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре, биологии, литературе, обществознанию.
Особое место занимает в школе Коммунарский день, детей в школе мало, поэтому делим на разновозрастные команды, здесь и проявляют мои воспитанники лидерские качества, организаторские способности, раскрываются таланты.
100% моих детей занимаются в системе дополнительного образования и кружках ДК, что способствует развитию их творческих, физических способностей. В моем классе учатся и талантливые баскетболисты, танцоры, неоднократные победители и призеры различных районных соревнований.
С 5 класса ведется портфолио класса.
Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки, у них есть шанс добиться успехов в деле воспитания своих детей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его друзьями, людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети.
Взаимодействие классного руководителя с родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации.
В своей работе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов. Стало традицией в школе проводить Родительский день (он проходит в апреле), у родителей есть возможность посетить уроки, принять участие во внеклассном мероприятии, пообедать вместе детьми, заканчивается этот день общешкольным родительским собранием.
Родительские собрания – это деловое обсуждение процесса конкретной организуемой в школе и дома деятельности детей в целях их развития. Темы родительских собраний определяются в классе. В начале года составляется «Облако вопросов и проблем», которые хотели бы разрешить родители. Обязательно на собрании присутствуют кто-то из учителей-предметников, рассматриваются учебные ситуации, обсуждается вопрос, как помогать детям дома. Каждый родитель участвует в активном обсуждении проблем. В конце каждого года готовлю презентацию-отчет для родителей о результатах воспитательной работы в классе.
Родители являются помощниками в подготовке классных часов. Всем запомнился классный час «Моя семья – мое богатство» - это час общения, детьми и родителями была подготовлена мини-презентация о своей семье, и составлено генеалогическое дерево Этот классный час помог и детям и взрослым понять, насколько важно знать и помнить всех своих родных и близких, что близкие люди нуждаются в нашей любви и внимании – именно любовь, внимание, уважение и есть то богатство, которым должен пополняться каждый семейный очаг.
Совместно с родителями проведены огоньки. Сколько было вложено фантазии, интересных придумок! Эти праздники сплотили классный коллектив, сдружили ребят, разбудили их творческий потенциал. Наши классные огоньки стали традицией, мы стараемся делать тематическими. Так, например, вечера, посвящённые 8 Марта, 9 мая, Новому году, развлекательные программы «Светлозерские вечера», «Сто к одному», где 2 команды «Детки» и «Предки», «Ты + Я» индивидуальная игра между детьми и родителями, отвечая на вопросы ведущего много узнают родители о своих детях и дети о родителях, составлены гербы семьи и придуманы девизы. Ребятам нравится «отдыхать» именно в школе: собираться на огонек в своем кабинете.
Стараюсь приобщить родителей к жизни класса и школы. Привлекаю ко всем общешкольным мероприятиям, например, «Богатырские потехи», «Кросс-Наций», «Лыжня-России», проводники в лыжных походах, 50% из моего класса стали участниками во Всероссийском школьном экологическом диктанте.
Интересные поездки, как правило, объединяют коллектив, и мы совместно с родителями организуем их.
Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не бояться пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решаются сообща, в содружестве педагога, родителей и детей.
Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло. Чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, что вместе мы – сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды.
Результат совместной работы учащихся, родителей и классного руководителя – это то, что мой класс неоднократно становился победителем конкурса «Класс года».