Внеклассное мероприятие «В царстве леса». 4–6-е классы

Разделы: География

Классы: 4, 5, 6

Ключевые слова: интеллектуальная игра


Цель: обобщение и закрепление знаний обучающихся о растительном и животном мире леса, об охране окружающей среды.

Задачи:

  • дать возможность детям проявить свои знания, умения, навыки по изученному материалу;
  •  развивать любознательность, находчивость, внимание; закрепить умение работать в группе, общаться;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе;

Оборудование: карточки с вопросами, карточки с рисунками, маршрутные листы, плакат с эпиграфом М.М.Пришвина: «Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием почки посаженного растения».

Ход занятия

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя о правилах игры: класс заранее разделён на 3 команды, которые должны будут пройти 6 этапов. Каждой команде выдан маршрутный лист, на котором член жюри будет выставлять баллы за каждый пройденный этап.

2. Основная часть занятия

Разминка: (устно)

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём грустит, никому не говорит. (Ива)

Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от ёлки опадают те иголки. (Лиственница)

Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы. (Рябина)

У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,
Нежный запах источала. А когда пора настала,
Разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Этап «Зелёный друг» (карточки - 5 вопросов для каждой команды)

  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель сосна, лиственница, пихта, можжевельник)
  2. Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гниения. Применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении)
  3. Лесоводы иногда называют берёзу доброй няней леса. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и обжигающих лучей солнца)
  4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
  5. Какую роль играет ива для берега, реки, озера? (Своими корнями она укрепляет берег, защищает водоём от излишнего испарения)
  6. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя? (Вороний глаз. Волчье лыко)
  7. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
  8. Какое дерево цветёт позже всех? (Липа цветёт летом)
  9. Какое растение называют северной мимозой? (Кислица. От ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут». Как у мимозы стыдливой)
  10. Какую ягоду называют северным гранатом? (Костяника)

Практическая работа

Определите названия деревьев по листьям (рисунки или фотографии)

  1. Липа. 2. Дуб. 3. Осина. 4. Берёза. 5. Клён. 6. Рябина.

Этап «Лесная аптека» (карточки - 5 вопросов для каждой команды)

  1. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (Лист подорожника)
  2. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. Содержит лимонную кислоту)
  3. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. При нервных расстройствах и бессоннице)
  4. Когда следует собирать лекарственное сырьё? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса)
  5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)
  6. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
  7. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)
  8. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Чёрной смородины, шиповника)
  9. Какие болезни лечит берёза? (Почки – мочегонное, потогонное, желчегонное средство)
  10. Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Под навесом, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. 3-4 раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на солнце)

Практическая работа

Определить названия данных лекарственных растений (по рисункам, фотографиям или гербарию)

  1. Одуванчик. 2. Подорожник. 3. Мать-и-мачеха. 4. Шиповник

Этап «Остроглаз» (карточки - 5 вопросов для каждой команды)

  1. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
  2. Какие птицы прилетают раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки, т.к. могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее)
  3. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черёмухи, смородины)
  4. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, муравьи, бурундуки)
  5. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле)
  6. Кто кукует у кукушки? (Самец)
  7. На стволе берёзы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дятел весной пил берёзовый сок)
  8. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику)
  9. Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней голубые, синие и фиолетовые. Отцветая, цветки меняют окраску)
  10. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, живут дольше)

Практическая работа

По контуру определить названия птиц

  1. Скворец. 2. Голубь. 3. Ворона. 4. Воробей. 5. Ласточка. 6. Дятел.

Этап «Маленькие тайны природы» (карточки - 3 вопросов для каждой команды)

  1. Почему крапива «жжётся»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение)
  2. Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зелёным? (Осина. Это дрожат её листочки. Они дрожат даже в безветренную погоду, т.к. черешки в верхней части сильно сплющены)
  3. Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (1 - «настовики», т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники»)
  4. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски)
  5. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой)
  6. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка)

Этап  «Бюро погоды» (карточки - 5 вопросов для каждой команды)

Какая будет погода?

  1. Рыба не клюёт – она сыта (ухудшение)
  2. Пчёлы сидят в улье и громко гудят (ухудшение)
  3. Ласточки и стрижи летают высоко (ясная и сухая)
  4. Комары толкутся столбом (ясная и сухая)
  5. Ласточки летают над самой землёй (ухудшение)
  6. Все цветы сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жёлтой акации (ухудшение)
  7. Поздно вечером сильно трещат кузнечики (хорошая)
  8. Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает (хорошая)
  9. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик (ухудшение)
  10. Голуби разворковались (хорошая)

Практическая работа «Зоошутки» (рисунки выдуманных животных)

Определить, части тела каких животных изображены на иллюстрациях

  1. Волк - журавль. 2. Лось - росомаха. 3. Олень – заяц. 4. Рысь – филин.

Этап «Охрана природы» (карточки - 5 вопросов для каждой команды)

  1. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить)
  2. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Её образуют лежащие на поверхности почвы отмёршие хвоя. Листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых сходов, создаёт благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, от жары)
  3.  Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Такой старатель погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет)
  4. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)
  5. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
  6. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костёр, окурок, молния)
  7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство)
  8. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно; выпущенный на волю он будет беспомощным)
  9. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух)
  10. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек искать укромные места)

3. Заключительный момент занятия. Подведение итогов

Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята:
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк и малинник густой.

Приложение