Урок по информатике по теме "Символьные переменные"

Разделы: Информатика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: информатика, Символьные переменные


Приложение 1

Приложение 2

Цель: рассмотреть способы задания символьных переменных, простейшие операции над ними.

Тип урока:

  • Урок изучения нового материала.
  • Урок формирования навыков и умений.

Форма урока: лекция, практикум.

Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, проблемно-поисковый.

Оборудование:

1. Оргмомент

2. Актуализация ранее изученного

- Начнем с повторения пройденного материала:

  • Для чего используется величина в алгоритмическом языке?
  • Как обозначается имя величины
  • Какие типы величин вы знаете?

3. Изучение нового

- Сегодня на уроке мы познакомимся с символьными переменными, будем составлять алгоритмы для решения задач, используя символьные переменные.

- Часто при программировании надо решать не только вычислительные задачи, но и обрабатывать текстовую информацию

- Например, требуется слово или часть его, сформировать из нескольких отдельных слов предложение или узнать длину текста. Для этого используют символьные и литерные величины.

- Символьные переменные мы уже использовали при написании программ для ввода и вывода соответствующих значений.

- С символьными переменными можно производить другие операции. Рассмотрим их.

Операции с символьными переменными:

Операция

Описание операции

«+»

Сцепление (сложение) – результатом сцепления к символьной величине, находящейся слева от знака «+», будет присоединена символьная величина, находящаяся справа от этого знака.

длин (), где аргумент – символьная величина, значение функции - число

Функция, определяющая длину величины

А, где
с какого – номер символа, с которого начинается вырезка;
по какой символ – номер символа, которым заканчивается вырезка

Вырезка используется, если требуется выделить фрагмент из символьной строки и работать с одним или группой знаков.

- При работе с такими величинами указывается тип величины лит (литерная).

- Рассмотрим несколько задач.

Задача №1: Пусть даны переменные: х:= «пар»; у:= «воз». Вывести переменную z, имеющую значение: паровоз.

Программа:

алг сцепление
нач лит х, у, z
. х:="пар"
. у:="воз"
. z:=х+"о"
. вывод z
кон



х="пар"
у="воз"
z="паровоз"

Задача №2: Определить длину символьной строки n и k, если значение переменной n совпадает со значением переменной х:= «информатика», а k:= «программа работает».

Программа:

алг сцепление
нач лит х, цел n, k
. х:="информатика"
. n:=длин(х)
. k:=длин("программа работает")
кон



х="информатика"
n=11
k=18

Задача №3: Переменная А:= «ИНФОРМАТИКА». Используя функцию вырезка, вырезать часть текста переменной А и присвоить переменной В значение «ФОРМА».

Программа:

алг вырезка
нач лит А,В
. А:="информатика"
. В:=А[3:7]
кон



А="информатика"
В="форма"

Примечание: Функция вырезка позволяет так же осуществлять замену одного символа на другой.

- Например, запись А [8:11]:= «ЦИЯ»  - заменяет с 8 по 11 символы в строке А. После этой операции символьная переменная А будет иметь значение, равное слову «ИНФОРМАЦИЯ».

Программа:

алг замена
нач лит А
. А:= "ИНФОРМАТИКА"
. А[8:11]:="ЦИЯ"
кон



А="ИНФОРМАТИКА"
А="ИНФОРМАЦИЯ"

- При решении задач с символьными переменными используется циклическая структура и структура ветвление.

Задача №4: Сколько раз встречается буква «а» во веденной с клавиатуры строке?

Анализ решения задачи:

- Для того чтобы сосчитать количество букв «а», надо из строки х поочередно выделять по одной букве в переменную у, сравнивать с образцом и в случае совпадения, увеличивать переменную – счетчик k на единицу (к:=к+1).

- Чтобы проверить всю строку нужно сначала определить ее длину n.

- Переменные х и у должны быть описаны как строковые (тип лит), а к и n- как целые (цел).

Программа: (разбор решение задачи подробно с классом)

алг буква а
нач цел i, k, n, лит х,у
. вывод "введите строку символов"
. ввод х
. n:=длин (х)
. k:=0
. нц для i от 1 до n
. . у:=х[i:i]
. .
если у="а"
. . . то k:=k+1
. . все
. кц
. вывод нс, "k=",k
кон




х="информатика"
n=11
k=0
i=11
у="а"
да
k=2

Заголовок программы
Описание типа переменных
Ввод символьной строки

 

Определение длины строки
Обнуление счетчика
Начало цикла
Выделение одной буквы из строки на позиции номер i
Определение является ли выделенная буква буквой «а»
Увеличение значения счетчика на 1 в случае выполнения условия
Конец цикла
Вывод количества букв «а» в строке
Конец программы

- Составьте блок-схему к решению задачи.

4. Практическая работа в среде КуМир по теме «Символьные переменные»

Решение задач практической работы.

№5. С клавиатуры вводятся 3 слова. Определите, какое из них максимальной длины.

Программа:

алг максимальная длина слова
нач лит х, у, z, цел l, k, n
. вывод "введите строку символов"
. ввод х
. ввод у
. ввод z
. n:=длин (х)
. k:=длин (у)
. l:=длин (z)
. выбор
. . при n>k и n>l: вывод нс, "максимальную длину имеет слово - ", х
. . при k>n и k>l: вывод нс, "максимальную длину имеет слово - "
. . при l>n и l>k: вывод нс, "максимальную длину имеет слово - ", z
. все
кон

Ответ: максимальную длину имеет слово – продукты.




х="молоко"
у="продукты"
z="формат"
n=6
k=8
l=6

нет
да

№6. Определите, сколько раз встречается во введенной строке слог «ба». (взять пример, баран упал на барабан).

Программа:

алг слог ба
нач цел i, k, n, лит х,у
. вывод "введите строку символов"
. ввод х
. n:=длин (х)
. k:=0
. нц для i от 1 до n шаг 2
. . у:=х[i:i+1]
. . если у="ба"
. . . то k:=k+1
. . все
. кц
. вывод нс, "k=",k
кон




х="баран упал на барабан"
n=21
k=0
i=21
у="ба"
да
k=3


№7. Заменить все буквы «о» на «а» в слове, введенном с клавиатуры.

Программа:

алг замена символов
нач цел i,n, лит х,у
. вывод "введите строку символов"
. ввод х
. n:=длин (х)
. нц для i от 1 до n
. . у:=х[i:i]
. . если у="о"
. . . то х[i:i]:="а"
. . . . вывод нс
. . все
. кц
кон




х="молоко"
n=6
i=6
у="о"
да
х="малака"

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Для всех решенных задач составить блок-схемы.