Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели урока:
- Образовательная: Вспомнить произведения великих русских композиторов, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся, помочь им осознать ценность русского классического музыкального наследия.
- Воспитательная: Определять роль музыки в жизни человека; воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России. Воспитывать ценностное отношение к русской музыке, к великим произведениям русских композиторов, прославляющих героическое прошлое нашей Родины. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества.
- Развивающая: Научить находить многообразие связей музыки, истории и литературы; проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Формировать основы музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части общей духовной культуры; потребности общения с классической музыкой для духовно-нравственного развития, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни человека, общества, в развитии мировой культуры.
Используемые технологии: информационная технология, коммуникативная технология, эмоционально-художественная и эмоционально-нравственная технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающая технология, технология критического мышления, технология проблемного обучения.
Ресурсы урока: конспект урока, презентационный материал, мультимедийное сопровождение, фортепиано, интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный и видеоматериал.
Ход урока
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, я вижу, что вы готовы к уроку. Итак, начнем. Внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на картины <Рисунок 1> и прослушайте музыкальный фрагмент. (Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»). Вам знакома эта музыка? (Ответы обучающихся.) Вам знакомы персонажи, изображенные на картинах? (Ответы суворовцев.) Верно, это картины известных русских художников: Павла Корина «Александр Невский», костромского художника Алексея Баранова «Подвиг Ивана Сусанина» и Константина Васильева «Князь Игорь». Подумайте, как связаны между собой эти произведения искусства, что их объединяет, и предположите тему сегодняшнего урока. (Обучающиеся предлагают варианты темы урока).
Рис. 1
Преподаватель: Вы правильно предположили. Тема сегодняшнего урока: «Героическая тема в русской музыке» <Рисунок 2>.
Рис. 2
Преподаватель: Исходя из темы, предположите цель нашего урока. (Обучающиеся выдвигают свои версии.) Итак, цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке. <Рисунок 3>.
Рис. 3
Преподаватель: Ребята, а как вы думаете, есть ли необходимость в наше время вспоминать о героическом прошлом нашей Родины и воспитывать молодёжь, изучая героическую музыку?» (Обучающиеся отвечают, доказывают свое мнение.) Большинство ребят думают, что героические произведения нужны и очень важны. В течение урока мы попробуем разобраться, в чем ценность героических произведений русских композиторов, и каким образом они влияют на наши эмоции и чувства.
В подтверждение ваших мыслей я хочу прочитать слова великого русского поэта А.С.Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие».
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эту историю в музыке. Великие композиторы М.И.Глинка, А.П.Бородин, С.С.Прокофьев и др. создали бессмертные произведения, воспевающие беззаветную любовь и преданность Родине, готовность защищать ее от врагов во все времена. Давайте вспомним эти бесценные произведения и перенесемся в историческое прошлое. Представьте себя русскими воинами, сильными, смелыми, решительными.
Я предлагаю вам разделиться на три славные дружины:
1. Народное ополчение Минина и Пожарского, ваш герой - Иван Сусанин (ставит портрет героя на стол, ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя - Ивана Сусанина).
2. Отважная дружина князя Игоря (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя-князя Игоря).
3. Непобедимая дружина Александра Невского (ребята прикрепляют эмблемы с изображением героя - Александра Невского).
Преподаватель: Вы разделились на три дружины, у каждой дружины – свой герой. Задание такое: вам нужно будет рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении. Посмотрим, у кого рассказ получится красочнее и интереснее.
Итак, первый герой – Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки. "Глинка - наш гений, композитор, для которого народ и родина составляли главное, основное содержание его величайших произведений». (Б. Асафьев) <Рисунок 4>. Давайте вспомним, что такое «опера».
Рис. 4
Обучающиеся: Опера – музыкально-драматический спектакль, соединяющий различные виды искусства, среди которых главное место принадлежит вокальному искусству. Все герои в опере поют.
Преподаватель: Глинка определил основную идею оперы так: любовь к Отечеству.
О подвиге Ивана Сусанина нам расскажут представители народного ополчения. <Рисунок 5>
Рис. 5
Обучающиеся: Иван Сусанин - народный герой, отдавший свою жизнь во имя спасения Отечества. Был он простым крестьянином, жил в селе Домнино с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Поляки, задумав убить царя и захватить власть в свои руки, ворвались в дом Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он отвел их к царю и указал дорогу на Москву. Иван Сусанин притворно согласился, а про себя подумал: «Пойду, пойду. Заведу поляков в болото, в глушь, в трясину, в топь». Он тайком отправляет своего сына Ваню предупредить отряд ополченцев о грозящей опасности и ведет поляков в лесную глушь, в непроходимые болота. Когда поляки поняли, что Иван Сусанин их обманул, они жестоко расправились с ним, изрубили его до смерти саблями, но и сами не смогли выбраться из топких болот. Так героически погиб Иван Сусанин, спасая царя и родную землю от врагов.
Преподаватель: В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!» Давайте вспомним, что такое ария?
Обучающиеся: Ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.
Преподаватель: Послушайте отрывок из арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.
(Просмотр видеофрагмента арии Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»).
Преподаватель: Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?
Обучающиеся: Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.
Преподаватель: Ария передает огромную внутреннюю силу человека, который встречает последнюю зарю в своей жизни. Иван Сусанин выбрал спасение Отечества, пусть даже самой страшной ценой - ценою собственной жизни. Но для него другого выбора нет. Давайте посмотрим фрагмент из оперы. (Просмотр видеофрагмента – гибель Ивана Сусанина).
Преподаватель: В эпилоге оперы звучит хор «Славься», народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества. Давайте и мы отдадим дань памяти нашим героям и все вместе исполним хор «Славься».
Обучающиеся исполняют «Хор «Славься».
Преподаватель: Еще один замечательный русский композитор - Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), был он не только композитором, но и талантливым ученым-химиком, совершил более 40 открытий в области химии <Рисунок 6>. И это не помешало ему создать великие произведения, музыкальные шедевры - жемчужины мирового музыкального искусства. Опера «Князь Игорь», над которой композитор работал 18 лет – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Композитор посвятил ее памяти М.И.Глинки. По мнению музыкального критика В.Стасова опера является славой и гордостью русской музыки. В основе либретто лежат события времен борьбы Руси с половцами, описанные в поэме Древней Руси 12 века «Слово о полку Игореве». Ребята, скажите, что такое «либретто».
Рис. 6
Обучающиеся: Либретто – полный словесный текст оперы, балета, музыкально-драматического спектакля.
Преподаватель: Об образе князя Игоря из одноименной оперы нам расскажут представители второй дружины. <Рисунок 7>
Рис. 7
Обучающиеся: Князь Игорь – смелый, мужественный, отважный воин, всеми силами защищал русскую землю от ненавистных кочевников. В то время, как он со своей дружиной собирался выйти в поход против половцев, случилось солнечное затмение. Люди восприняли это как дурной знак и стали уговаривать Игоря отложить поход. Но мужественный отважный князь не испугался и сказал, что ему велят идти в поход долг и честь. В бою дружина князя была разбита, а сам он попал в плен. В плену князь Игорь глубоко переживает свое поражение, беспокоится за судьбу Родины. Половецкий хан, восхищенный смелостью и отвагой князя, держит его в плену как дорогого гостя, пытается подкупить, предлагает свою дружбу. Но князь Игорь сохраняет честь и достоинство и думает только о спасении своего народа и родной земли. Совершив побег из плена, он возвращается в родной город и собирает новую дружину, готовясь к новому походу.
Преподаватель: Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия.
(Просмотр видеофрагмента из фильма-оперы Романа Тихомирова «Князь Игорь» - ария Князя Игоря.).
Преподаватель: О, если бы он был на свободе, он бы все исправил и спас Русь от врагов! Основная, героическая тема арии полна неудержимого порыва и мужественной силы. Давайте, мы тоже проникнемся этими чувствами и исполним героическую тему арии.
Обучающиеся поют отрывок из арии князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу».
Преподаватель: Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1938г. на экраны вышел фильм под названием «Александр Невский» режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна. Музыка, звучащая в этом фильме, была написана композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891-1953), стала известна на весь мир <Рисунок 8>. И затем, на основе этой музыки, Прокофьевым была создана кантата с таким же названием «Александр Невский» (1939). Скажите, пожалуйста, что такое кантата?
Рис. 8
Обучающиеся: Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.
Преподаватель: О полководце Александре Невском, о его подвигах, воспетых С.С.Прокофьевым в одноименной кантате, расскажут представители третьей дружины. <Рисунок 9>
Рис. 9
Обучающиеся: Святой благоверный князь Александр Невский - великий полководец средневековой Руси. Всеобщую славу молодому князю принесла победа над шведами, одержанная им на берегу Невы в 1240 г. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 г. произошла еще одна знаменитая битва - Ледовое побоище, в которой Александр Невский также одержал победу над немецкими рыцарями. За подвиги во имя родной земли, за верность православной церкви, за веру Александр Невский был канонизирован, причислен к лику святых в 1380 году. В 1713г. по указу Петра I на месте, где князь одержал победу над шведами в Невской битве, в Санкт-Петербурге был построен храм - «Александро-Невская лавра». Учреждены также награды Александра Невского, которыми награждались особо отличившиеся в бою воины.
Преподаватель: Композитор С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» - это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины. Предлагаю исполнить отрывок из хора «Вставайте, люди русские».
Обучающиеся исполняют Хор «Вставайте, люди русские».
Преподаватель: Контрастом к хоровым номерам по замыслу композитора должны были стать оркестровые фрагменты, изображающие вражеское войско. Военный прием рыцарей назывался «Скок свиньи» и композитор почти буквально трактует это название: «рычащие тембры низких духовых инструментов дополняются визгливым тембром флейт и диссонансами буквально скрежещущих скрипок. И все это поддерживается механическим неостановимым ритмом ударных. Но вот в бой вступает русское войско, и композитор буквально наглядно рисует лязг железа, бешеную скачку коней, грохот смертельной битвы. Такое звучание создает небывалое эмоциональное напряжение».
(Просмотр видеофрагмента из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»).
Преподаватель: Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?
(Ответы обучающихся: любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).
Преподаватель: Итак, сделаем вывод.
Обучающиеся: Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев. Есть такое выражение: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат!». Я вам желаю быть такими же смелыми и отважными, настоящими защитниками своего Отечества.
Преподаватель: Для того, чтобы понять, что вы усвоили и запомнили на уроке, проведем блиц-викторину. Внимание на экран, начинаем. <Приложение 1>.
Преподаватель:
Проведем рефлексию. Продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал….
- Для меня стало новым....
- Меня удивило……..
- Мне понравилось……..
- Я оцениваю свою работу на….
Преподаватель: Я хочу обратиться к нашим гостям и спросить, какая дружина, по их мнению, была сегодня лучшей?
Все отвечающие и выступающие суворовцы получают отличные оценки.
Домашнее задание: Ответить на вопросы на стр. 37, 39 учебника «Музыка 7 класс». Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Преподаватель: Всем большое спасибо! Всех благодарю за работу!