Безопасная дорога в школу

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ПДД, светофор


Цель: формировать знания о дорожных знаках и умение применять правила безопасности поведения на дорогах; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Обучающая: формировать навыки выполнения основных правил поведения у учащихся на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Развивающая: развитие зрительной памяти, внимания, сноровки, смекалки.
  • Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, коллективизм; культуру безопасного поведения на улицах и дорогах;

Оборудование и ТСО: музыкальный центр, музыкальные фонограммы, фотоаппарат, видеокамера,знаки ПДД, листы бумаги, карандаши, ребусы и кроссворды, разноцветные кружки (соответствующие цветам светофора), мяч, фломастеры.

Участники: 3 команды по 3-5 человек (учащиеся 1-4 классов).

Предварительная организационная работа:

  1. Подбор материала к мероприятию и написание сценария.
  2. Установка аппаратуры и оформление места проведения мероприятия
  3. Изготовление раздаточного материала для участников.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

- Прозвенел уже звонок,
значит, начался урок.
Наш урок расскажет всем –
как без бед и без проблем
рано утром не спеша,
прийти в школу малышам.

– О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, вы догадаетесь. Я предлагаю вам потереть ладошки. Потерли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь!

1. Вступительная беседа

- Отгадайте загадку:

Среди нив петляя,
Лесом, перелеском
 Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.

 - Ребята, что это такое? ДОРОГА.

- Как связаны слова «жизнь» и «дорога»? О чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? Зачем надо знать Правила дорожного движения? (чтобы не попасть под машину, не погибнуть)

Стих:

Всем обязательно надо помнить:
Если правила движенья
Выполняют все вокруг,
Будем живы, будем целы
Я и ты, мой юный друг.
Всем на свете,
Всем на свете
Эти правила нужны.
Помнить взрослые и дети
Эти правила должны!

2. История

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад.

Было время, когда еще не было машин, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно было считать первыми транспортными средствами. Ездили по улицам и ходили, кому как захочется, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Часто происходили столкновения людей с лошадьми, лошадей между собой. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, поэтому изобрели правила, которые сделали движение удобным и безопасным.  Тем более, что улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, трамваями. Беспорядок на улице сделал бы жизнь трудной и опасной: машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, врачи не успевали к больным, пожарные — на пожар.

Чтобы беспорядка не было, составили Правила дорожного движения — законы улиц и дорог. Водители и пешеходы обязаны знать эти правила и соблюдать их. Водитель должен знать, что ожидает его впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека, и чтобы они были понятны людям разных стран. Первая страна, которая придумала правила дорожного движения для водителей автотранспорта – это Франция.

- Кто считает, что знает все ПДД и умеет пользоваться ими, покажите зелёный сигнал.

Кто знает все правила, но не умеет правильно их применять, покажите жёлтый сигнал.

Кто не всё знает и не всё умеет, покажите красный сигнал.

- Ребята, я вижу, что нам ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

3. Транспорт (презентация)

- Какие виды городского транспорта вы знаете? (Троллейбус, автобус, трамвай, машина, метро)

- Молодцы! Когда мы идём по улице, мы кто? (Пешеходы)

- А легко ли быть пешеходом?

- О чём надо помнить, как только выйдешь из дома…..Что ты сразу становишься пешеходом. Чего  легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой…Шагать в самом деле нетрудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица – не парк, не тропинка. Настоящий пешеход- это тот, кто спокойно идёт по шумному городу, селу и по тихой дороге. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, он не мешает машинам и сам никогда под машину не попадёт. Машины ездят по правилам и для пешеходов тоже есть правила. Эти правила должен знать каждый, чтобы не оказаться под колёсами автомобиля. Но ребята, ведь среди нас бывают и такие, которые сами выскакивают на проезжую часть прямо под колёса, или играют на проезжей части, толкая друг друга.

4. Светофор

- С помощью какого механического прибора регулируется дорожное движение? (Светофор)

Чтоб тебе помочь 
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь —
Зеленый, желтый, красный.
(Светофор)

— Скажите, а вы знаете, почему светофор так называется?

— Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». Значение слова «свет» вы знаете, а что такое «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что значит «несущий» или «носитель». Если соединить эти две части, то станет понятно, что слово «светофор» значит «носитель света», «несущий свет». Светофор действительно несет свет, причем трех разных цветов. Каких?

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху — красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

В нашей в стране впервые светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

- Почему выбраны именно эти цвета?

Красный — цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!».

Зелёный цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыт! Смело вперёд!».

Между красным и зелёным «глазами» светофора поместили ещё один - жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено».

— На какие два вида делят светофоры?

(У детей на столах альбомные листы с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных.)

5. Физминутка (светофор)

Знаки ДД

- Знаки важные дорожные.
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно всё,
Что знаки говорят!

-  В красном треугольнике
Знаки осторожные.
Они предупреждают,
К вниманию призывают. (показ знаков)

- Запрещают знаки
Разное движение: обгоны, повороты -
В красные кружочки
Обводит их народ. (показ знаков)

- А еще есть знаки - добрые друзья:
Укажут направление вашего движения.
Где поесть, заправиться, поспать.

Дорога в школу и домой.

С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет).

6. Викторина

  1. Как иначе называют пешеходный переход? (зебра)
  2. Человек, который регулирует движение на перекрестке и дороге. (регулировщик)
  3. Полосатая палка регулировщика. (жезл)
  4. Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
  5. Место пересечения дорог и улиц. (перекресток)
  6. Чем освещают дороги автомобили? (фары)
  7. Одно из средств регулирования дорожного движения. (светофор)
  8. На какой сигнал светофора разрешено движение пешеходов и транспорта? (зеленый)
  9. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.(тротуар)
  10. Место ожидания автобуса, троллейбуса, трамвая. (остановка)
  11. Как одним словом назвать автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус? (транспорт)
  12. Человек, управляющий каким-либо транспортом. (водитель)

Учитель: - Так для чего необходимо знать правила дорожного движения? (для нашей безопасности)

II. Рефлексия

- Где нам потребуются знания, полученные на занятии?

- Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

- Что нового вы расскажите дома родителям?

Ссылки на источники информации

  1. http://zanimatika.narod.ru/OBJ7.htm
  2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge/istorija-pojavlenija-pravil-dorozhnogo-dvizhenija-istorija-svetofora.html
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E2%E8%EB%E0_%E4%EE%F0%EE%E6%ED%EE%E3%EE_%E4%E2%E8%E6%E5%ED%E8%FF

Литература

  1. Н.А. Извекова «Правила дорожного движения». 2 класс.
  2. Н.А.Извекова «Правила дорожного движения». 3 класс.
  3. А.А.Плешаков «Чтобы путь был счастливым». Мир вокруг нас. Учеб. для 3кл. нач.шк. В 2 ч. Ч.2.
  4. А.А.Плешаков «Дорожные знаки». Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч.2.
  5. В.Тимофеев «Для пешеходов».
  6. А.М.Якупов «Безопасность на улицах и городах».
  7. Внеклассные мероприятия: 1 класс./ Авт. Сост. О.У.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина и др. - 3-е изд., перераб. и  доп. – М.:ВАКО, 2010.-288