В 70-х годах минувшего века в псебайской школе № 4 заметно активизировалась деятельность красных следопытов. Одно из ее направлений - сбор материалов об учителях и учениках школы, погибших в Великую Отечественную войну. Главным подтверждением считалось извещение о гибели того или иного воина, кроме пропавших без вести.
Когда необходимые сведения были собраны, очередной необходимостью стало увековечить память павших на мемориальной доске.
Составили, согласовали в соответствующих органах точный список погибших, Обсудили предстоящее на педсовете, общешкольном родительском и ученическом собраниях. Предложение изготовить Доску за счет личных средств поддержали все, а главное, родители. "Наш семейный бюджет не оскудеет, - сказали они, - если на благое дело выделим по рублю».
И началось. Ученики передали деньги старостам, те - организатору внеклассной работы. Все учитывалось до копейки. Доску быстро изготовили в одной из краснодарских мастерских, а переправили в Псебай самолетом.
...Тем памятным днем на школьном дворе собрались все жители ближайшего микрорайона. Выло сказано очень много трогательных, благодарственных слов от родственников погибших, однополчан.
В конце торжества пел детский хор. Особенно запомнилась песня "На Мамаевом кургане» и тонкие тревожащие душу звуки скрипки в руках Августы Ивановны Майоровой.
Так, в школе появилась Доска с высеченными именами двух педагогов и 19 учеников школы, павших за Родину.
А нынче, и это мое глубокое убеждение, настало время отдать должное пропавшим. Это не их вина, а горькая судьба, к которой многие земляки отнеслись с сомнением. Но 57 прошедших с войны лет расставили многое по местам.
Никогда не забуду плачущую мать, которая не могла понять, почему на мемориальной доске нет имени её сына, ведь он из этой школы, да и официальное извещение подтверждало, что он пропал без вести...
Мы все в долгу перед этими матерями.
Н.А. ЦАПЛИНА. «Предгорье», № 107, 2002 г.