Изобразительная деятельность старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Изобразительная деятельность дошкольников является одним из видов продуктивной деятельности. Ребенок, выполняя творческое задание по замыслу или по образцу и закончив работу, может сразу увидеть результат своей деятельности. Наверное, поэтому данный вид деятельности, наиболее, любим дошкольниками.

Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста реализуется в таких видах творческой продуктивной деятельности как рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Все виды изобразительной деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Также нужно отметить, что занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития ребенка. Обучение изобразительной деятельности способствует и личностному развитию ребенка.

Известно, что изобразительная деятельность в дошкольной образовательной организации является частью образовательной работы и тесно взаимосвязана с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающим предметным миром и социальными явлениями, природой, а также ознакомлением с различными видами искусства.

В ФГОС ДО отмечено, что в настоящее время изобразительная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и предполагает развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой активности детей (изобразительной, музыкальной, конструктивно-модельной и других) [8].

Большое значение в процессе творческой и изобразительной деятельности играют возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим возрастные особенности развития детей шестого года жизни в изобразительной деятельности.

В методическом пособии (От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) [5] авторы отмечают, что данный возрастной период является наиболее активным для изобразительной деятельности детей. В течение года они способны создавать до двух тысяч рисунков, которые разнообразны по содержанию - это и жизненные впечатления детей, и детское фантазирование, и иллюстрации к сказкам, мультфильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, наоборот, существенными изменениями. Изображение человека становится более пропорциональным и детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии ребенка.

У детей седьмого года жизни формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным, появляются на руках пальцы, глаза, рот, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями [4].

Нужно отметить, что изобразительная деятельность в старшем дошкольном возрасте играет важную роль для подготовки детей к школьному обучению. Это не только ознакомление с окружающим миром, но и развитие познавательной деятельности, формирование эмоционально-волевых качеств личности старшего дошкольника, но и формирование элементов учебной деятельности - умение слушать и слышать указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу.

К старшей группе дети, посещавшие среднюю группу, приобретают большой опыт создания изображений в предметном, сюжетном и декоративном рисовании, в лепке и аппликации. Они уже овладели основными формообразующими движениями, направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящей из частей раной формы и соединений разных линий (деревья, кусты, забор, ограда). Движения рук в процессе изображения стали более свободными и уверенными, расширились представления о цвете - они усвоили названия нескольких цветов оттенков. В конце года уже могли смешивать краски для получения нужного цвета. Все это расширяет возможности детей старшей группы.

У детей шестого года жизни под влиянием наблюдений, игр и развития сенсорного восприятия формируются знания и представления о форме, цвете, величине и других качествах предметов. Кроме того, у детей имеется очень обширный запас знаний об окружающем мире, они владеют многими изобразительными умениями и техническими приемами вырезывания. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, а ее движения более уверенными и четкими. Также происходит дальнейшее развитие и совершенствование навыков вырезывания, поскольку от этого зависит качество выполняемых работ детьми.

Представления об окружающем мире детей седьмого года жизни достаточно развиты. Дети данного возрастного периода отличаются наблюдательностью, умением сравнивать и осознанно запоминать главное. Достаточно хорошо развита мелкая моторика рук, что позволяет вырезывать и наклеивать мелкие детали, тем самым совершенствовать технику создания аппликаций.

Проанализируем развитие художественных навыков у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности - рисование, лепка и аппликация.

Т.С.Комарова [5] отмечает, что в основе любых способностей дошкольников, в том числе и детей пяти-шести лет, лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включая в процесс освоение формы и величины предметов, их частей поочередные движения кистей обеих рук или пальцев, чтобы образы движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся, и на основе его ребенок впоследствии самостоятельно мог создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова [6] отмечают, что рисование старшего дошкольника становится более разнообразным. Так, рисование детей шестого года жизни приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. На занятиях дети учатся заранее продумывать сюжет и воплощать его в творческой деятельности. Особенностью данного периода развития дошкольника становится то, что у некоторых детей возникает желание научить другого ребенка. Проявление самостоятельности все больше приобретает характер привлечения своего личного опыта, своих представлений, образов воображения, более активных поисков способов действия, отличных от тех, которые были показаны ранее. У детей все отчетливее проявляются элементы творчества.

Дети седьмого года жизни значительно отличаются от детей пяти лет - все ранее воспитанные у них качества личности и способности получают наиболее полное развитие.

Творческие работы детей седьмого года жизни выразительнее, интереснее и разнообразнее. Это объясняется тем, что у детей накопился большой запас зрительных образов. Также у детей окрепла мускулатура кисти рук. Развиваются познавательные процессы - мышление, речь, память. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции. Их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.

Лепка старшего дошкольника отличается творчеством и выдумкой. К шестому году жизни дети накопили определенный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных действий с глиной. Произошли изменения и в психическом развитии дошкольника - более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется сначала умение представлять предмет, а потом лепить его. Движения детей во время лепки становятся все более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Вместе с этим дети шестого года жизни, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и другое. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся время на занятии они используют на лепку других предметов. На основе сформированных зрительных образах дети лепят в предметы в движении, но действие, как правило, не задумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных.

В аппликации дети проявляют себя более совершенными техническими навыками и аккуратностью работы.

Таким образом, изобразительная деятельность в дошкольном детстве является неотъемлемой частью развития дошкольника. Особенно важную роль играют занятия по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте. На конечный результат творческого продукта дошкольника влияют не только особенности психического развития, но и развитие моторных и графомоторных навыков, которые совершенствуются в старшем дошкольном возрасте.

Использованная литература

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 1979.
  4. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 6-7 лет/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  5. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: Для работы с детьми 5-6 лет/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018.
  6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1973.
  7. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
  8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.