Авторы:
Алова М.Н.,
библиотекарь;
Костина Е.С.,
зав. Библиотекой;
Кирикова Н.Ю.,
библиотекарь
ППКУ
О каждом народе следует судить
по тем нравственным вершинам
и по тем идеалам,
которыми он живет.
Д.С.Лихачев
Библиотека – территория духовно-нравственного воспитания. Она располагает знаниями как о материальной культуре, так и о духовной. В то же время как просветительное учреждение библиотека эти знания передает своим читателям. Это достигается через индивидуальную работу с читателем и через организацию массовых мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотической, экологической, физической, художественной, нравственной и других культур в человеке.
Проект разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897; в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Проект способствует формированию базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, семья, здоровье, труд и творчество, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.
Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека. Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках. Русская художественная литература выполняет художественно- эстетические, нравственно-этические функции и является важным средством воспитания культуры поведения.
Произведения литературы воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности.
Таким образом, важнейшая цель проекта – воспитательная. Именно в процессе реализации этого проекта решается основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через через работу с книгой.
Электронные телекоммуникации как бы уничтожают, аннигилируют пространство, а цифровые носители информации позволяют «консервировать» и хранить информацию во времени и извлекать её в любой нужный момент. Продукт проекта - сборник работ «Зеркало души» предполагается сохранить в виртуальном пространстве, на сайте Инфоурок, что сделает его функциональным для использования в воспитательном процессе на общероссийском уровне.
Считаем, что библиотека - это информационно-образовательная и воспитательная среда, в условиях которой возможна организация совместной проектной деятельности учащихся. Библиотека – средство воспитания и повышения интереса к учебе. Она позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам. Это дифференцированный подход с учётом психологических и др. особенностей, уровня читательской активности, способствует сплоченности детей, развитию коммуникативных навыков, умению работать в группах совершенствованию межличностных отношений. Библиотека — это территория воспитания нравственной культуры.
Тип проекта:
- по доминирующей деятельности учащихся: творческий.
- по продолжительности: краткосрочный.
Проблемный пояс: снижение уровня нравственности подрастающего поколения.
1. Идея и актуальность проекта
Заключается в:
- Приобщении обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям; формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
- Направленности на реализацию национальной программы поддержки и развития чтения в условиях ШБ.
- Проект направлен на развитие творческих способностей детей, повышение мотивации к литературному творчеству.
2. Цель, задачи проекта
- Образовательная: активизация литературного творчества учащихся среднего и старшего возраста, создание разнообразных текстов духовно-нравственной направленности;
- Воспитательная: приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям; формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
Задачи проекта:
- выявить способных и одаренных детей;
- развивать интерес к творческой работе;
- развивать навыки письменной речи;
- формировать у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- передавать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации;
- совершенствовать навыки работы с книгой;
- совершенствовать интеллектуальные, коммуникативные навыки читателей;
- способствовать творческой самореализация читателей в проектной деятельности;
- раскрыть библиотечный фонд.
3. Реализация проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 – сентябрь 2021г.
Состав учащихся: среднее звено. (5-9 классы).
Ресурсы: использование библиотечных уроков в соответствии с планом работы библиотеки, классных часов, уроков ИЗО.
Используемые педагогические технологии:
- проблемная,
- личностно-ориентированная,
- информационно-компьютерная.
Проведение мероприятий духовно-нравственной направленности предполагает создание творческих работ: эссе, сочинений, заметок и т.д. Лучшие работы кадет будут опубликованы в итоговом сборнике за год под названием «Зеркало души»
Соучастники проекта:
- воспитатели 5-9 классов;
- учителя ИЗО;
- издательский центр.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.
4. План мероприятий по реализации цели и задач проекта
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
«Знакомьтесь, библиотека!»: занятие для воспитанников 1 курса |
Сентябрь 2019 |
Костина Е.С., зав. библиотекой |
Об эгоизме и альтруизме. Урок-презентация "Твори добро!" Художественный анализ рассказа Д.Макурина «Добрые дела» (5 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н., библиотекарь |
О любви к ближним. К Дню матери. Беседа по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда» (5 кл) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О любви к ближним. Урок художественного чтения по рассказу Б.Кравченко «Сахар» (5-6 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О силе воли и силе духа. О самосовершенствовании. Беседа по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару» (6 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О самосовершенствовании. Урок художественного чтения (по пр. Р.Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (7-8 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О милосердии. Урок художественного чтения по рассказу О. Генри "Последний лист" 7-8 кл. |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О любви. Урок художественного чтения по рассказу Л. Вертеля "Первая любовь" (8-9 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О хороших и дурных влияниях. Урок художественного чтения по рассказу В. Киверецкого «Лоухи» (9 кл.) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
О любви к ближним. Урок художественного чтения по рассказу О. Яворской «Забери меня на Пасху, сынок» (к 15 Мая – Международному дню семьи) |
По запросам |
Алова М.Н.., библиотекарь |
Встречи с писателями, поэтами Карелии. |
В течение года |
Костина Е.С., зав. библиотекой, |
Обзор новых поступлений литературы. |
по запросам |
Костина Е.С., зав. библиотекой, |
«Этикет для кадет»: обзор книг |
по запросам |
Костина Е.С., зав. библиотекой, |
«Читай, твори, мечтай!»: Обзор книг для внеклассного чтения. |
Ноябрь 2019 |
Костина Е.С., зав. библиотекой, |
«Я читаю книги о войне»: обзор художественной литературы |
Февраль |
Костина Е.С., зав. библиотекой, |
«Камера, мотор… стоп, снято!»: Обзор книг, по которым сняты фильмы |
Октябрь 2019 |
Кирикова Н.Ю., библиотекарь |
Создание иллюстраций для итогового сборника творческих работ «Зеркало души» |
В течение года |
Учителя ИЗО |
Издание сборника творческих работ кадет «Зеркало души» |
|
Издательский центр |
Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:
- формирование умений практического и применения знаний в творческой деятельности;
- усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
- укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- активизация познавательного интереса читателей-учащихся к книге;
- повышение интеллектуального уровня детей;
- формирование гражданской культуры личности читателя–ученика;
- обеспечение стабильных потребностей и навыков работы с книгой;
- выявление способных и одарённых личностей;
- формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности.
Продукт проекта - издание сборника творческих работ, обучающихся - «Зеркало души», публикация лучших работ в журнале ППКУ «Бирюзовые пагоны».
Список литературы
- Катаева Т.А. «Человек читающий – человек успешный» (продвижение и поддержка чтения) – Школьная библиотека. – 2009. - № 1. – С.49-52.
- Прохоров С.Ю. Выставка - ярмарка инновационных проектов школьных библиотекарей как эффективная форма развития инноваций в регионе – Школьная библиотека. – 2009. - № 2.
- Тимербаева М.И. «Через книгу - к духовности» (учебно-воспитательный проект по духовно-нравственному воспитанию и социализации детей). – Школьная библиотека. – 2008. - № 8-9. – С.90-93.
- Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками/ И.И.Тихомирова. – М.: РШБА, 2014. – 344 с.
- Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир…». 5-8 классы: в помощь учителю. / И.Бурж [и др.]. – М.: МККК, 2003. - 160 с.
- Алова М.Н. Через книгу – к духовности. Рабочая программа курса дополнительной образовательной программы духовно-нравственной направленности для детей 11–15 лет // Библиотека школы. – 2016. - №9 (45)
- http://www.e-osnova.ru/journal/21/45/15898/