Конспект урока "Русская лапта"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 4

Ключевые слова: русская лапта


Цель урока: создать условия для совершенствования игры в «Русскую лапту» по правилам.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательная

  • Совершенствование техники ударов битой двумя руками сверху;
  • Дальнейшее обучение правилам игры в «Русскую лапту».

Воспитательная

  • Воспитание морально-волевых качеств: дисциплинированность, честность, коллективизм, взаимоуважение к сопернику, мужество.

Развивающая

  • Комплексно развивать скоростные, скоростно-силовые, координационные (точность воспроизведения движений, ориентирования в пространстве, согласованности движений) качества;
  • Развивать ловкость при ловле и метании малого мяча.

Личностные результаты:

  • Учиться контролировать эмоциональное состояние, активно включаться в общение со сверстниками, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

Метапредметные результаты:

  • Формировать умения у учащихся чётко видеть цель в игре «Русская лапта»;
  • Находить ошибки в игровых действиях, вносить необходимые коррективы в игровую деятельность по определённым правилам.

Предметные результаты:

  • Формировать навыки игры в «Русскую лапту», уметь проводить подвижные игры со сверстниками, осуществлять их объективное судейство, бережно обращаться с инвентарём, соблюдать правила техники безопасности.

Техническое обеспечение урока: теннисные, резиновые мячи, лапта (бита).

Ожидаемый результат:

  • Учащиеся должны освоить технику удара битой сверху;
  • Учащиеся должны усвоить правила игры в «Русскую лапту» по упрощённым правилам;
  • Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных качеств, ловкости;
  • Повышенная активная деятельность учащихся;
  • Оздоровление учащихся.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть. Организационный момент

1. Построение Учитель подаёт команду: «В одну шеренгу становись!» Ученики класса выстраиваются на площадке в одну шеренгу.
2. Рапорт   Физорг класса: «Класс! Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!». Физорг докладывает «Галина Владимировна, 5А класс в количестве_ человек на урок построен!»

3. Приветствие

Психологический настрой

Учитель приветствует детей.
«Прозвенел звонок - начинается урок! Ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, а теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам успеха на этом уроке!»
Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.
4. Актуализация знаний «Ребята, с какой игрой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним правила игры» «Русская лапта». Учащиеся проговаривают правила игры.
5. Целеполагание Какую цель вы поставите на уроке? Предположительные ответы детей: закрепить знания на практике, совершенствовать умения и навыки во время игры
6. Строевые упражнения Напомнить положение основной стойки в строю: пятки вместе, носки слегка врозь, руки вдоль туловища, пальцы рук подобрать, большой палец смотрит вперёд, плечи развернуть, подбородок приподнять. Рассчитываются на первый, второй, перестроение в две шеренги, в одну, повороты направо, налево.
7. Разминка

 

Обращает внимание на положение рук во время бега, на постановку стопы, положение корпуса тела.
Основная группа здоровья выполняет разминку полностью, каждое упражнение выполняется 6-8 раз,
подготовительная - бег по кругу, каждое упражнение 3-4 раза,
специальная - упражнения по медицинским показаниям.
1.Ходьба:
- на носках
- на пятках
- на внешней стороне стопы
- на внутренней стороне стопы
2. Передвижения правым, левым боком приставными шагами
3. Медленный бег
- по кругу
- змейкой
- по диагонали
На три шага - медленный вдох через нос руки вверх, на шаг - резкий выдох через рот руки вниз. Учащиеся идут по кругу, выполняя упражнение.
«Ребята, кто повторит порядок выполнения разминки?» Повторяет один из учащихся, другие дополняют, исправляют.
«Сейчас ребята, освобождённые от урока физкультуры, покажут нам правильное положение рук при ловле малого мяча. Как оно называется?
Правильно, «ловушка».
«Один свисток» - учащиеся имитируют ловлю мяча, летящего сверху. Ладони расположены так, что одна снизу, другая накрывает сверху. Пальцы обращены вверх к мячу.
«Два свистка» - ловля мяча, летящего от партнёра. Пальцы обращены вперёд.
«Хлопок» - ловля мяча, отскочившего от пола. Пальцы обращены вперёд - вниз.
Руки прямые, следить за амплитудой движения 1.И.п. – основная стойка, руки в стороны, мяч в правой руке
1,2 – подняться на носки, руки вверх, переложить мяч в левую руку
3,4 – вернуться в и.п.
Пятки от пола не отрывать, ноги прямые 2.И.п. – основная стойка. Руки вверх. Мяч в правой руке.
1,2 – наклон вперёд, руки вниз, переложить мяч за ногами в левую руку
3,4 – вернуться в и.п.
Стараться держать равновесие, руки прямые 3. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке
1,2 – согнуть вперёд правую ногу. мяч зажать под коленом, руки в стороны
3,4 – взять мяч левой рукой, вернуться в и.п. Тоже другой ногой
Положение «ловушки» 4.И.п. – ноги врозь, мяч в правой руке
1,2 – ударить мячом об пол, повернуть туловище вправо. хлопнуть в ладоши
3,4 – возвращаясь в и.п., поймать мяч двумя руками
Не упускать мяч из поля зрения, положение ловушки при полёте мяча сверху 5. И.п. – основная стойка, мяч в правой руке
1,2 – подбросить мяч перед собой, хлопнуть в ладоши за спиной
3.4 – поймать мяч двумя руками

Согласованность движений

6. Прыжки на обеих ногах, ударяя по мячу ладонью так, чтобы он отскакивал от земли
7. Ходьба с восстановлением дыхания

Основная часть
1. Подготовительные упражнения с теннисными мячами «Класс! В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! На первый- третий рассчитайсь!»
«Класс! Направо! В колонну по три шагом марш!»
Построение в шеренгу, перестроение в три колонны.
1.1. Ловля малого мяча в движении «Обратите внимание на захлёстывающее движение кисти при передаче мяча и на точный выход под мяч в зависимости от траектории полёта и направления» Первый в колонне с мячом в руках уходит за отметку 20 м и встаёт лицом к своей колонне. По сигналу второй в колонне бежит к середине площадки. Первый выполняет передачу из-за головы через плечо бегущему. Поймавший мяч второй встаёт на место первого, а первый бежит и встаёт в конец своей колонны. Как только второй разворачивается лицом к колонне, третий начинает бег.
1.2. Метание теннисного мяча в неподвижную цель одной рукой из-за плеча с места, дистанция 6 м «Первый прицеливается мячом в центр квадрата, из положения натянутого лука посылает мяч из – за головы через плечо и убегает в конец колонны, второй ловит мяч в «ловушку», направленную вперёд, прицеливается и тоже посылает мяч в квадрат». Упражнения выполняет каждый учащийся, освобождённые считают пойманные на отскоке мячи в каждой колонне.
1.3. Метание теннисного мяча в движущуюся цель Перестроение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 15 м. Учитель, стоя посередине у одного края площадки, энергичным толчком посылает баскетбольный мяч с таким расчётом, чтобы мяч перекатился к другому краю площадки.
За попадание в цель игрок приносит команде очко. Каждой шеренге даём 2-3 попытки и подводим итоги.
В это время учащиеся первой шеренги бросают мячи, стараясь попасть в катящийся мяч. Учащиеся второй шеренги подбирают мячи.
1.4. Игра в «Русскую лапту» по упрощённым правилам «В начальной школе мы учимся играть в «Русскую лапту» по упрощённым правилам, но при этом нужно быть физически развитым человеком. Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А.И.Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места». Эти качества необходимы в жизни всем, чтобы быть здоровыми и успешными людьми. Класс делится на две команды. Игроки размещаются на площадке. Учитель подбрасывает мяч, игрок нападения ударом битой сверху выбивает его в поле. Если мяч падает на площадку, пересекая штрафную зону по воздуху, то бьющий игрок может выполнить перебежку за линию кона и обратно. Игроки защиты подбирают мяч и, передавая друг другу, догнав, осаливают бегущего. Если игрок нападения успеет за один удар добежать до линии кона и вернуться обратно, то он приносит команде очко. Команды меняются ролями, если игроки защиты осалят игрока нападения в момент перебежки или поймают «свечу», при этом команда защиты становится командой нападения и получает очко.
В конце игры определяется команда - победитель.

Заключительная часть

1. Построение   В шеренгу
2. Упражнения на восстановление дыхания Вдох глубокий через нос.
Выдох через рот.
1-2 руки через стороны дугами вверх, вдох.
3-4 руки через стороны дугами вниз, выдох
3. Подведение итогов урока Подвести итоги игры. Отметить успехи.  
4. Рефлексия Построить траекторию дальнейшей работы для каждого учащегося по данной теме. Учащиеся отмечают собственные достижения и затруднения по данной теме.

5. Домашнее задание

Побеседовать с родителями о их любимой игре детства.

 

Список литературы

  1. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. - Изд. 3-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2014.-169
  2. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е., Цандыков В.Э. Физическая культура. 1-4 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012.-128 с. (Образовательная система «Школа-2100»).
  3. Погадаев Г.И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы: метод. пособие / Г.И.Погадаев. - М.: Дрофа, 2010.-143 с. – (Библиотека учителя).