Московское образование - дело командное!

Разделы: Профессия — педагог


Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается ещё больше.
Франсуа де Ларошфуко

Нет ни одного человека в стране, да и в мире в целом, которого не касались бы проблемы образования. Все мы учились в школе, потом получали профессиональное образование. При этом каждый хоть раз задумывался о том, а тому ли и так ли нас учили, а в настоящее время никого не оставляет равнодушным вопрос о ЕГЭ. Образование – это та сфера, где тесно переплетены интересы личности, общества и государства. Сегодня как никогда ясно, что это не только дело каждого человека, но и один их приоритетных государственных вопросов. И на это неоднократно обращалось внимание на съездах Российского союза ректоров, которые проходят с обязательным участием Президента нашей страны.

При этом в современном мире все более актуальным становится вопрос о новых возможностях обучения. Связано это, прежде всего, со стремительным развитием информационных технологий. Конечно, наиболее перспективной и широко используемой является интернет-технология. Сегодня Всемирная паутина распространилась по всему миру, соединяя даже самые отдаленные части света и предоставляя людям возможность не только общения на расстоянии, но и получения необходимой информации.

Изначально интернет-система строилась далеко не в целях образования, но сегодня для преподавателей и обучающихся Интернет с его дидактическими свойствами стал залогом успеха, особенно в дистанционном, а затем и электронном обучении. При этом важно, что внедрение интернет-технологий происходит не насильственно, а постепенно. По мнению специалистов, это естественный процесс, обусловленный требованиями времени1.

_________________

1 Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России / А.А. Андреев. [текст научной работы] – Высшее образование в России, 2012, № 10 – С. 108 – 112 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-distantsionnogo-obucheniya-v-rossii

Начало использования технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США относят к 60-м годам XX века. В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования, который носил название Открытый Университет. Сегодня Великобритания – европейская страна, где развитие образования считается приоритетной задачей государства. Поэтому неудивительно, что британское образование характеризуется как одно из лучших на планете, специалисты с британскими дипломами востребованы практически во всех областях, а опыт британской образовательной сферы достоин внимательного изучения с целью его применения, в том числе, и в системе образования России.

В Российской Федерации образование, как самостоятельная отрасль социальной и экономической жизни, неоднократно подвергалось изменениям. В современной истории РФ реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официально эти реформы начались с 1 января 2011 года.

Реформирование является долгим процессом. Итоги его будут подведены нескоро, однако, уже сегодня можно говорить о его некоторых достижениях. Примером тому опыт работы московских школ.

Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина говорит: «Современная московская школа – это не только источник знаний, это самостоятельный, солидный интегратор всех возможностей города, полезных для ученика; умный советчик и помощник в определении жизненного пути»2. В этой связи в качестве главного направления развития городских школьных проектов Калина называет путь ребенка «от ученика знающего к ученику умеющему». И для этого в Москве создаются все условия. «Сегодня наш город стал большой открытой Школой»3. В этом плане использование современных интернет-технологий, конечно, становится насущной необходимостью.

_________________

2 Калина И.И. Сборник статей. Впервые опубликовано: «Учительская газета – Москва», № 41 (2016 г.) - № 3 (2017 г.)

3 Калина И.И. Сборник статей. Впервые опубликовано: «Учительская газета – Москва», № 41 (2016 г.) - № 3 (2017 г.)

Надо понимать, что обеспечить равные условия и равные требования всем обучающимся можно только в том случае, если система образования является открытой и прозрачной. Сегодня Департамент образования Москвы практически все свои мероприятия транслирует в Интернет в открытом доступе, и каждый заинтересованный человек может принять участие в обсуждении вопроса или предложить городу полезный для всей системы проект. Отсюда о московских школах все чаще говорят как о «команде Москвы». При этом, с одной стороны, школы воспринимают себя как один интегрированный коллектив, а, с другой, – находятся в состоянии честного состязания. И в этом плане системообразующим элементом стал Рейтинг московских школ. Уникальность его в том, что результат этого рейтинга «обеспечивают не отдельные учителя или администраторы, а Школьный Коллектив в целом»4. Конечно, каждый сотрудник вносит свой вклад в общее дело, но только слаженная команда школы способна удержать достигнутый уровень. Особенность московского образования сегодня заключается в том, что оно ориентируется не на отдельного, пусть даже очень опытного педагога, а на «хороший слаженный педколлектив, в котором дружно работают педагоги «всех трех поколений» (молодой, зрелый и взрослый)5.

_________________

4 Калина И.И. Сборник статей. Впервые опубликовано: «Учительская газета – Москва», № 41 (2016 г.) - № 3 (2017 г.)

5 Там же.

Уникальность московского рейтинга состоит еще и в том, что его показатели подобраны таким образом, что каждый ученик может своими успехами повысить Рейтинг школы, но никто из учащихся не может его понизить. А сама школа мотивирована на развитие самых разных детей, потому что показатели Рейтинга очень разнообразны, что дает школе возможность учесть интересы каждого ребенка.

Сегодняшний принцип работы московских школ дает свои первые положительные результаты. Так год от года растет средний балл ЕГЭ у выпускников школ города и, как отмечает Калина, «про все большее и большее число московских школьников можно сказать – «ученик знающий и умеющий»6. От себя добавим – это ученик, который по своим знаниям не уступает, а, подчас, и превосходит, к примеру, выпускников британских школ, несмотря на то, что система образования Великобритании считается одной из самых прогрессивных в мире.

_________________

6 4 Калина И.И. Сборник статей. Впервые опубликовано: «Учительская газета – Москва», № 41 (2016 г.) - № 3 (2017 г.)

В целом можно говорить о том, что образовательная система Москвы соответствует общему принципу формирования единого образовательного пространства, которое выводит образование на новый уровень и является обязательным условием его дальнейшего развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273-Фз «Об образовании в Российской Федерации» / Принят Государственной Думой 21.12.2012 / Одобрен советом Федерации 26.12. 2012 // URL: http://sch1213s.mskobr.ru/files/federal_nyj_zakon_ot_29_12_2012_n_273-fz_ob_obrazovanii_v_rossijskoj_federaii.pdf
  2. Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ / Постановление Правительства РФ от 28.05.2001 № 413 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации // URL: http://docs.cntd.ru/document/1902057

Монографическая и учебная литература

  1. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. – М.: Воронеж, 2003. – С. 35
  2. Калина И.И. Сборник статей. Впервые опубликовано: «Учительская газета – Москва», № 41 (2016 г.) - № 3 (2017 г.)

Периодическая литература

  1. Краснова Г.А., Антропов М.С. Формирование единого информационно-образовательного пространства Содружества Независимых Государств / Г.А.Краснова //  Вестник РУДН, серия «Информатизация образования». – 2007. – № 1 //URL: http://cis.rudn.ru/doc/602
  2. Выступление Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко на съезде учителей и работников образования государств СНГ // Российская газета. Столичный выпуск № 7091 (223) от 03.10.2016.
  3. Выступление специального представителя Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, члена правления Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации М.Е.Швыдкого в рамках «времени эксперта» на 398-м заседании Совета Федерации (12 октября 2016 года) / Актуальные проблемы выработки и проведения согласованной политики в научно-образовательной сфере в рамках евразийского проекта // Аналитический вестник. – 2016. - № 53 (652)

Иные источники

  1. ТАСС Информационное агентство России [Электронный ресурс] // http://tass.ru/obschestvo/4406017
  2. MosIUR «The Three University Missions» [Электронный ресурс] // https://3missions.ru