1. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления
Основная цель коррекционно-образовательного процесса - это создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.
Основными задачами коррекционного обучения являются:
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие артикуляционной моторики;
- Развитие силы и продолжительности воздушной струи;
- Формирование правильного произношения нарушенных звуков;
- Развитие умения производить слова сложной слоговой структуры;
- Развитие фонематического слуха и восприятия;
- Предупреждение нарушений письма и чтения;
- Обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи;
- Развитие навыков связной речи.
В период с 1 по 15 октября 2018 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей подготовительной, старшей и средней групп. По результатам обследования были занесены данные в речевые карты, составлен примерный план работы на каждого ребенка.
№ | ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА |
возраст |
Логопедический диагноз. Направление работы |
1 |
Сухарев Андрей |
5.1 |
ФНР |
2 |
Гришенкова Вика |
6.2 |
ОНРIII |
3 |
Бердибеков Амантур |
5.7 |
Развитие связной речи(билингвизм) |
4 |
Рублевский Фируз |
7.1 |
ФФНР (билингвизм) |
5 |
Ермакова Геля |
6.11 |
ЗРР |
6 |
Ермакова Таня |
5.11 |
ФФНР |
7 |
Сайко Данила |
4.10 |
ФФНР |
8 |
Туров Влад |
5.6 |
ФНР |
9 |
Иванов Денис |
5.10 |
ОНР III |
10 |
Долженок Кристина |
4.5 |
ФФНР (билингвизм) |
11 |
Алейник Денис |
4.1 |
ЗРР |
12 |
Акулюшин Андрей |
5.5 |
ОНРIII |
13 |
Пилич Руслан |
4.2 |
ОНРIII |
14 |
Дементий Иванов |
6.3 |
ФНР |
15 |
Левин Артем |
3.10 |
ФФНР (стертая форма дизартрии) |
16 |
Светцов Игорь |
5.2 |
ЗРР |
17 |
Зольнов Костя |
6.8 |
ОНРIII |
18 |
Нематов Никита |
5 |
Развитие связной речи |
19 |
Вострикова Лиза |
5 |
Развитие связной речи |
20 |
Горбатов Андрей |
5.3 |
ФФНР |
21 |
Исмаилова Асема |
5 |
Развитие связной речи (билингвизм) |
22 |
Корябкина Кира |
5.8 |
Развитие связной речи |
23 |
Корябкина Элен |
4.3 |
ФФНР |
24 |
Шердакова Настя |
6.11 |
ЗРР |
25 |
Парфенова Полина |
5.4 |
ФФНР |
26 |
Павлова Полина |
4.5 |
ФНР |
27 |
Беляева Анфиса |
5.2 |
Развитие связной речи |
28 |
Беляев Арсений |
5.2 |
ФНР |
29 |
Павлюк Влад |
5.9 |
ФНР |
30 |
Шишкин Матвей |
5.2 |
ФФНР |
31 |
Кудревич Дарья |
7,9 |
ФНР |
32 |
Иванов Кирилл |
4.7 |
ФФНР (стертая форма дизартрии) |
Условно эти дети были разделены на три группы, в зависимости от степени тяжести речевого нарушения.
Первую группу составили дошкольники, у которых наблюдались отклонения в речевом развитии, и касались только дефектов произношения фонем «Фонетические нарушения». Коррекционное воздействие в этом случае ограничивалось постановкой и автоматизацией звуков.
Вторую группу составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В ходе коррекционного обучения решались, следующие задачи:
1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Формирование правильного произношения фонем.
4. Развитие моторики кистей рук.
5. Развитие звукового анализа и синтеза
6. Работа по формированию словаря, грамматически правильной речи, развитию связной речи.
К третьей группе были отнесены дети с ОНР и ЗРР.
С этим детьми коррекционная работа проводилась последующим направлениям:
1. Подготовка артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков
- артикуляционные упражнения;
- упражнения для развития сильной направленной воздушной струи.
2. Формирование фонетической стороны речи:
- произношение изучаемого звука;
- развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
3. Формирование лексико-грамматических категорий:
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация лексического словаря.
За основу брались лексические темы, согласно годовому плану. Темы по развитию речи: осень, зима, времена года, деревья, кустарники, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, профессии, человек - части тела, перелетные и зимующие птицы, транспорт, продукты питания, одежда, головные уборы, обувь. Разучивались стихи со всеми логопатами на осеннюю и зимнюю темы. Участвовавшие в семинаре дети получили грамоты за выступление со своими стихотворениями. Рекомендовано детям продолжать занятия в логогруппе. Андрей Горбатов посещал логопедические занятия более года. Речь ребенка была мало понятна. На сегодняшний момент я считаю, что речевое развитие Андрея значительно улучшилось. Звуки поставлены, необходимо продолжать занятия для укрепления полученных навыков в речи. Гришенкова Вика получила при выписке из санатория задания для продолжения автоматизации поставленных звуков /Л/, /Р/.
У Светцова Игоря и Алейник Дениса вследствие нарушения коммуникативной функции речи положительной динамики на данный период нет.
Дети занимались в подгруппах по 2-3 человека, в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей. Занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждой подгруппой, по 1-2 раза в неделю индивидуально с каждым ребенком. На занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата (пальцевой). Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания.
Проведена была игровая викторина по сказкам и по временам года со всеми детьми подготовительной и старшей групп.
№ | Показатели |
Количество |
|
1 |
Общее количество: обследованных детей (5-8 лет) |
47 |
|
ОНР |
|
||
ФФНР (стертая форма дизартрии) |
|
||
ФФНР |
|
||
ФНР |
|
||
Недостаточная сформированность средств русского |
6 (4) |
||
Выпущенные с нормально речью |
6 |
||
Со значительными улучшениями |
9 |
||
2 |
Остались на продолжение курса занятий |
24 |
|
3 |
Выбыли в течение месяца |
1 |
Данные о дефектах речи детей
1. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
- фонетическое нарушение речи –18%
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи –26+5=31%
- общее недоразвитие речи – 13%.
- билингвизм- 11 %
- ЗРР-11%
- развитие связной речи – 16 %.
В начале месяца обустраивала логопедический кабинет.
Для детей санатория подготовила и провела познавательно-обучающие занятия с показом презентаций по темам:
- «Пожарная безопасность»;
- «Правильное поведение»;
- «В гостях у дедушки Корнея»;
- «Конкурс чтецов»(Осенняя тематика)
- «Путешествие в страну сказок»
2. Консультативное направление работы. Работа с родителями
В течение месяца проводились индивидуальные консультации для родителей: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда».
Родителям были освещены основные направления работы, даны практические рекомендации по работе над речью с детьми в домашних условиях.
3. Работа с педагогами
В течение месяца вела тесное сотрудничество с воспитателями подготовительной и старшей групп по вопросам развития и обучения детей. Были предоставлены отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой с детьми в течение июля.
4. Методическая работа проводилась по следующим направлениям
а) Улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана.
б) Разработка презентаций ( по дифференциации звуков, на отдельные звуки).
в) Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
Систематические индивидуальные занятия показали улучшения в речи детей. Необходима дальнейшая работа по автоматизации звуков и введению их в обычную речь.
Свою работу за 2018год считаю удовлетворительной, хотя в полном объеме выполнить ее не удалось из-за нехватки достаточного времени выделяемого на ребенка.
Прошла профессиональную переподготовку по курсу «Дефектология».
Задачи на 2019 год
Продолжать работу над формированием правильного произношения у детей;
- Продолжать развитие фонематических представлений, как предпосылку к овладению грамотой;
- Продолжать работу по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи;
- На стенде помещать советы, рекомендации по воспитанию и коррекции речи у детей, размещать практический материал (речевые игры, стихи и т.д.);
- Продолжать оформлять логопедический кабинет: изготовить настенное пособие «Артикуляционная дорожка», плакаты и т.д.
- Изготовление пособий своими руками для автоматизации звуков в слогах, изолированно, для определения места звука в слове (из фетра и другого материала);
- Продолжать изготавливать дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков в словах и тексте, для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи, пособия для развития других психических функций (внимание, память, мышление).
Количество детей закончивших логопедические занятия за 2018 год