Отчет о проведенной коррекционной работе на логопункте

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Руководство учебным проектом

Класс: д/с


1. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления

Основная цель коррекционно-образовательного процесса - это создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

  1. Развитие общей и мелкой моторики;
  2. Развитие артикуляционной моторики;
  3. Развитие силы и продолжительности воздушной струи;
  4. Формирование правильного произношения нарушенных звуков;
  5. Развитие умения производить слова сложной слоговой структуры;
  6. Развитие фонематического слуха и восприятия;
  7. Предупреждение нарушений письма и чтения;
  8. Обогащение и развитие лексико-грамматического строя речи;
  9. Развитие навыков связной речи.

В период с 1 по 15 октября 2018 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей подготовительной, старшей и средней групп. По результатам обследования были занесены данные в речевые карты, составлен примерный план работы на каждого ребенка.

ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА

возраст

Логопедический диагноз. Направление работы

1

Сухарев Андрей

5.1

ФНР

2

Гришенкова Вика

6.2

ОНРIII

3

Бердибеков Амантур

5.7

Развитие связной речи(билингвизм)

4

Рублевский Фируз

7.1

ФФНР (билингвизм)

5

Ермакова Геля

6.11

ЗРР

6

Ермакова Таня

5.11

ФФНР

7

Сайко Данила

4.10

ФФНР

8

Туров Влад

5.6

ФНР

9

Иванов Денис

5.10

ОНР III

10

Долженок Кристина

4.5

ФФНР (билингвизм)

11

Алейник Денис

4.1

ЗРР

12

Акулюшин Андрей

5.5

ОНРIII

13

Пилич Руслан

4.2

ОНРIII

14

Дементий Иванов

6.3

ФНР

15

Левин Артем

3.10

ФФНР (стертая форма дизартрии)

16

Светцов Игорь

5.2

ЗРР

17

Зольнов Костя

6.8

ОНРIII

18

Нематов Никита

5

Развитие связной речи

19

Вострикова Лиза

5

Развитие связной речи

20

Горбатов Андрей

5.3

ФФНР

21

Исмаилова Асема

5

Развитие связной речи (билингвизм)

22

Корябкина Кира

5.8

Развитие связной речи

23

Корябкина Элен

4.3

ФФНР

24

Шердакова Настя

6.11

ЗРР

25

Парфенова Полина

5.4

ФФНР

26

Павлова Полина

4.5

ФНР

27

Беляева Анфиса

5.2

Развитие связной речи

28

Беляев Арсений

5.2

ФНР

29

Павлюк Влад

5.9

ФНР

30

Шишкин Матвей

5.2

ФФНР

31

Кудревич Дарья

7,9

ФНР

32

Иванов Кирилл

4.7

ФФНР (стертая форма дизартрии)

Условно эти дети были разделены на  три  группы, в зависимости от степени тяжести речевого нарушения.

Первую группу составили дошкольники, у которых  наблюдались отклонения в речевом развитии, и касались только дефектов произношения фонем «Фонетические нарушения». Коррекционное воздействие в этом случае ограничивалось постановкой и автоматизацией звуков.

Вторую группу составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

В ходе коррекционного обучения решались, следующие задачи:

1. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
2. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Формирование правильного произношения фонем.
4. Развитие моторики кистей рук.
5. Развитие звукового анализа и синтеза
6. Работа по формированию словаря, грамматически правильной речи, развитию связной речи.

К третьей группе были отнесены дети с ОНР и ЗРР.

С этим детьми коррекционная работа проводилась последующим направлениям:

1. Подготовка артикуляционного аппарата до уровня минимальной достаточности для постановки звуков

  • артикуляционные упражнения;
  • упражнения для развития сильной направленной воздушной струи.

2. Формирование фонетической стороны речи:

  • произношение изучаемого звука;
  • развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • работа над слоговой структурой слова.

3. Формирование лексико-грамматических категорий:

  • лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
    • работа над словом и предложением;
    • активизация лексического словаря.

За основу брались лексические темы, согласно годовому плану. Темы по развитию речи: осень, зима, времена года, деревья, кустарники, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, профессии, человек - части тела, перелетные и зимующие птицы, транспорт, продукты питания, одежда, головные уборы, обувь. Разучивались стихи со всеми логопатами на осеннюю и зимнюю темы. Участвовавшие в семинаре дети получили грамоты за выступление со своими стихотворениями. Рекомендовано детям продолжать занятия в логогруппе. Андрей Горбатов посещал логопедические занятия более года. Речь ребенка была мало понятна. На сегодняшний момент я считаю, что речевое развитие Андрея значительно улучшилось. Звуки поставлены, необходимо продолжать занятия для укрепления полученных навыков в речи. Гришенкова Вика получила при выписке из санатория задания для продолжения автоматизации поставленных звуков /Л/, /Р/.

У Светцова Игоря и Алейник Дениса вследствие нарушения коммуникативной функции речи положительной динамики на данный период нет.

Дети занимались в подгруппах по 2-3 человека, в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей. Занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждой подгруппой, по 1-2 раза в неделю индивидуально с каждым ребенком. На занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата (пальцевой). Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания.

Проведена была игровая викторина по сказкам и по временам года со всеми детьми подготовительной и старшей групп.

Показатели

Количество
детей

1

Общее количество: обследованных детей (5-8 лет)
- речь в норме
- с нарушениями речи
- зачислено на логопункт

47
15
32
32

ОНР
Выявлено/принято

5

5

ФФНР (стертая форма дизартрии)
Выявлено/принято

2

2

ФФНР
Выявлено/принято

8

8

ФНР
Выявлено/принято

7

7

Недостаточная сформированность средств русского
языка у ребенка (с билингвизмом)

6   (4)

Выпущенные с нормально речью

6

Со значительными улучшениями

9

2

Остались на продолжение курса занятий

24

3

Выбыли в течение месяца

1

Данные о дефектах речи детей

1. Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • фонетическое нарушение речи –18%
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи –26+5=31%
  • общее недоразвитие речи – 13%.
  • билингвизм- 11 %
  • ЗРР-11%
  • развитие связной речи – 16 %.

В начале месяца обустраивала логопедический кабинет.

Для детей санатория подготовила и провела познавательно-обучающие занятия с показом презентаций по темам:

  • «Пожарная безопасность»;
  •  «Правильное поведение»;
  • «В гостях у дедушки Корнея»;
  • «Конкурс чтецов»(Осенняя тематика)
  • «Путешествие в страну сказок»

2. Консультативное направление работы. Работа с родителями

В течение месяца проводились индивидуальные консультации для родителей: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда».

Родителям были освещены основные направления работы, даны практические рекомендации по работе над речью с детьми в домашних условиях.

3. Работа с педагогами

В течение месяца вела тесное сотрудничество с воспитателями подготовительной и старшей групп по вопросам развития и обучения детей. Были предоставлены отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой с детьми в течение июля.

4. Методическая работа проводилась по следующим направлениям

а) Улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана.

б) Разработка презентаций ( по дифференциации звуков, на отдельные звуки).

в) Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.

Систематические индивидуальные занятия показали улучшения в речи детей. Необходима дальнейшая работа по автоматизации звуков и введению их в обычную речь.

Свою работу за 2018год считаю удовлетворительной, хотя в полном объеме выполнить ее не удалось из-за нехватки достаточного времени выделяемого на ребенка.

Прошла профессиональную переподготовку по курсу «Дефектология».

Задачи на 2019 год

Продолжать работу над формированием правильного произношения у детей;

  • Продолжать развитие фонематических представлений, как предпосылку к овладению грамотой;
  • Продолжать работу по совершенствованию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи;
  • На стенде  помещать советы, рекомендации по воспитанию и коррекции речи у детей, размещать практический материал (речевые игры, стихи и т.д.);
  • Продолжать оформлять логопедический кабинет: изготовить настенное пособие «Артикуляционная дорожка», плакаты и т.д.
  • Изготовление пособий своими руками для автоматизации звуков в слогах, изолированно, для определения места звука в слове (из фетра и другого материала);
  • Продолжать изготавливать дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия, автоматизации звуков в словах и тексте, для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи, пособия для развития других психических функций (внимание, память, мышление).

Количество детей закончивших логопедические занятия за 2018 год