Методическая разработка урока химии в 9-м классе "Минеральные удобрения: вред или польза?"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: минеральные удобрения


Обобщенная цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

  • актуализация знаний обучающихся о типах химических реакций, признаках химических реакций, значимости химических реакций в деятельности человека;
  • развивать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при выполнении заданий;
  • инициировать исследовательскую деятельность учащихся;
  • формирование метапредметных УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
  • установление взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

Задачи:

  • предметные: умение применять знания и умения по теме для решения практических задач, закрепить умения и навыки работы с химическим оборудованием;
  • метапредметные: развивать умение работать с информационными источниками; совершенствовать навыки анализа, обобщения, развитие коммуникативных навыков в ходе парной работы;
  • личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной и исследовательской деятельности.

 Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Технологии: проблемная технология, личностно-ориентированная технология, групповая технология, витагенная технология.

Методы формирования новых знаний: эвристическая беседа, исследовательский метод.

Методы организации деятельности учащихся: самостоятельная работа (проведение химического эксперимента), выступления учащихся с отчётами.

Методы контроля и самоконтроля: устный опрос, игра «Где логика?».

Методы формирования личностных результатов: беседа.

Формы работы учащихся: исследовательская, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал для проведения практической работы, карточки со смайликами, карточки для составления схем, таблица «Шкала рН и окраска универсального индикатора в разных средах», химическое оборудование и реактивы для проведения эксперимента.

На 12 групп (3 варианта)

Реактивы и посуда: пероксид водорода (4), раствор соляной кислоты (4), известковая вода (4), вода(4), жидкое мыло (2 образца), хозяйственное мыло (1 образец), яичная скорлупа (4 образца), универсальный индикатор (12 шт), штатив для пробирок (4), пробирки(12), образец х/б ткани (4), химический стакан 50 мл (8), пипетка (4), чашка Петри (4), лабораторный штатив (4), аппарат Кирюшкина (4).

Структура и ход урока представлены в таблице 3. На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (табл. 3), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.

І этап. Организационный

Приветствие, организация внимания учащихся.

Учитель: Добрый день, ребята!

Посмотрите на комнатные растения, которые я принесла на урок. (Учитель демонстрирует растения здоровые и с больными листьями). Красивые листья и цветы приятно радуют глаз. Но что это? Листья желтые, сухие! Как вы считаете, можно сказать, что они здоровы?

 Попробуем разобраться, в чём причина. На нашей планете обитает огромное количество разнообразных организмов, в том числе и растений. Именно, растения являются производителями органического вещества, находятся в самом начале любой пищевой цепи. Но для их питания также необходимы различные питательные вещества.

II этап. Актуализация знаний

Учитель. Как питаются растения?

Ответы учеников. Из почвы растения потребляют минеральные вещества и воду. Из воздуха – углекислый газ.

Учитель. Какие питательные элементы растения усваивают из почвы? (макроэлементы N, P, K, микроэлементы). Могут ли растения усваивать азот из воздуха? (Нет, но существуют клубеньковые бактерии, которые живут в симбиозе с растениями. Они усваивают азот из воздуха и снабжают ими растения (бобовые растения)). Каким образом питательные элементы (N, P, K и др.) попадают в почву?

Ученики вспоминают круговорот веществ в природе.

Учитель. Наши растения растут в горшочках, круговорота питательных элементов нет. Что мы можем предположить исходя из этого?

Ученики. Растения потребляют питательные элементы, а в почву они не поступают. Почва истощается и растения не получают питательные элементы в нужных количествах.

Мы можем предположить, что наши растения заболели и это связано с нехваткой питательных элементов.

Учитель. Как мы можем помочь растениям восполнить дефицит азота, фосфора и калия в почве?

Учащиеся: удобрить почву, внести удобрения, подкормить.

III этап. Мотивация

Учитель. А вы знаете, какое удобрение и в каком количестве надо внести для подкормки?

Ученики: прочитать на упаковке информацию.

Учитель предлагает ознакомиться с информацией на упаковке. Обсуждается информация, представленная на упаковке минерального удобрения. Ученики приходят к выводу, что этой информации недостаточно.

Учитель. В информационных источниках вы можете встретить противоречивую информацию о минеральных удобрениях (слад презентации).

Предлагаю самим выяснить эти вопросы. Сформулируйте тему нашего урока.

Тема урока «Минеральные удобрения: вред или польза».

Задачи:

  • выяснить, что относят к минеральным удобрениям;
  • рассмотреть признаки, которые помогут диагностировать нехватку питательных элементов;
  • научиться правильно применять минеральные удобрения.

IV этап. Изучение нового материала

Сейчас вам предстоит работа в группах. Выберите в своей группе того, кто будет распределять задания участникам группы и координировать вашу работу. У вас на столах лежат задания и информационные материалы к ним.

Предлагаю ознакомиться с материалом кейса №1 (2 мин.) и ответить на вопросы:

  • Что мы относим к минеральным удобрениям?
  • Классификация минеральных удобрений.

Учитель заслушивает ответы обучающихся.

Учитель. Предлагаю ознакомиться с материалом кейса №2 (3 мин.) и выяснить, какое влияние на здоровье растений оказывает недостаток или избыток N, P, K – макроэлементов. Каждая группа изучит роль одного элемента и представит информацию другим группам.

Группы делятся полученной информацией.

V этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Практическая работа. "Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать". (И.В.Гёте).

Следующий этап – практическая работа. Вам предстоит выявить признаки недостатка питательных элементов у предложенного растения. Выбрать из списка минеральное удобрение для подкормки данного растения. Приготовить раствор для его подкормки с определённой массовой долей минерального удобрения. (Кейс: задание, табл.1). По результатам работы оформить и представить отчёт.

VI. Рефлексия деятельности

Обучающиеся отчитываются о результатах работы.

Учитель. Как вы считаете, мы справились с поставленными задачами? Вред или пользу получают растения от минеральных удобрений? Будете ли вы применять полученные знания в жизни?

Обучающиеся выполняют самооценку практической работы.

В конце урока сдают отчёты.

VI. Постановка домашнего задания

Изучить информационные источники и выяснить значение микроэлементов в жизни растений (бор, цинк, медь и др.) Подготовить небольшие сообщения.