Особенности работы с текстом в основной школе на уроках истории

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: история


На уроках истории большая роль в освоении исторического материала принадлежит правильной организации работы учеников с историческим источником. Анализ исторического документа представляет определенную сложность для учащихся в силу следующих причин:

  • исторический источник включает в себя понятия, термины, реалии, выходящие за пределы адаптированного языка учебника
  • часто в историческом источнике сохраняется историческое, устаревшее наименование, топонимический термин, необычная форма написания имени
  • в историческом источнике, как правило, относящемся к художественным источникам, значительная доля субъективной оценки, пристрастного отношения, авторской позиции по теме, затронутой в документе.

Для преодоления учебного затруднения учащихся при работе с источником необходимо формирование следующих навыков и умений:

  • умение отделять позицию, оценку автора от фактического материала, изложенного в тексте источника
  • умение находить в тексте так называемые реалии( фактический материал) в виде географических названия, имен, известных исторических событий и т.д.
  • применять для атрибутирования источника знания не только из изучаемого курса, но и из других периодов, даже других предметов( например, географии), расширяя и актуализируя межпредметные связи.

В конкретной педагогической практике эффективны следующие методические приемы и действия:

  • внимательное чтение источников с поясняющими комментариями учителя об авторстве источника, обстоятельствах его написания, затем нахождения, изучение внешнего вида источника по иллюстративному материалу,
  • изучение времени возникновения источника, актуализация знаний об изучаемом периоде, главных исторических процессах, идущих в это время, основных задач социально- экономического, культурного и политического развития общества, нашедших отражение в содержании изучаемого документа.
  • источниковедческий анализ изучаемого источника: цель его написания или принятия, к какому виду он относится, в чем особенности извлечения исторической информации из данного источника.

Для решения данной педагогической задачи целесообразно сочетание методических приемов изучения теории исторической в ходе учебной лекции, при организации совместной, групповой работы с текстом учебника при освоении нового учебного материала с использованием элементов текстологического анализа на практическом этапе урока. При использовании групповых форм работы необходимо разделение элементов текстологического анализа на определенные учебные задачи, поставленные перед группой.

Например:

  • 1 группа ищет ответы на вопрос о происхождении источника, внешнем виде, сохранности, обстоятельствах публикации или находки,
  • 2 группа находит информацию об авторе, его происхождении, его образовании, политических взглядах. группа3 описывает внешний облик источника (количество глав, частей, статей), определяет тему сочинения. его вид.

Следующий этап работы целесообразно организовывать в фронтальной форме изучения содержания источника на уровне 5-6 классов, в 7-9 классах, этот этап должен все больше наполняться самостоятельной работой ученика. Результаты его работы можно оформить в разнообразных видах контрольно-измерительных материалов ответы на вопросы, тестовые работы, самостоятельное оформление полученных данных в табличной форме, составление схем, диаграмм, символических рисунков.

При подготовке к ОГЭ по истории важнейшей задачей в работе с историческим источником является выполнение заданий на определение исторического события, явления, причин событий, о которых упоминается в источнике, последствий его и его исторических итогов. К 9 классу освоение исторического содержания подразумевает формирование не только фактических знаний по истории, но и их обобщения на теоретическом уровне. Только в случае свободного владения и понимания исторической теории, возможно, их применение в текстологическом анализе исторического документа.

В курсе изучения истории освоение исторического теоретического материала необходимо начинать с 5 класса, поэтапно включая все более сложные теоретические определения, термины, понятия. Самые наиболее важные, позволяющие сформировать основы исторического мировоззрения: событие, явление, факт исторический. причина события, следствие, второстепенные причины, случайность и закономерность, повод, предпосылка, результат, Усвоение значения этих понятий позволяет ученику увидеть за хаосом событий, личностей, явлений определенные социальные закономерности, упорядоченную смену причинно-следственных связей. Наиболее оптимальный результат можно получить при использовании следующих методических приемов:

  • при изучении нового учебного материала объяснение в ходе учебной лекции данного конкретного теоретического понятия, иллюстрация примененея данного понятия на историческом материале,
  • постановка перед учениками учебной проблемы: найти аналогию этого теоретического понятия на другом историческом материале
  • фиксирование в словарике для теоретических понятий определения
  • использование определения в плановом контрольном мероприятии в форме проверочной работы, исторического диктанта и т.д.
  • актуализация данного понятия при изучении дальнейшего исторического материала в форме устного фронтального проговаривания и в системе контрольных мероприятий.

Можно привести конкретный пример: изучение понятия «причина исторического события» в 5 классе. Тема урока «Древнее Царство в Египте» Отрывок из лекции учителя: Фараоны Древнего Царства постоянно совершали военные походы на юг, в страну, которую египтяне называли Нубия. Почему они это делали? В Египте нет месторождения золота. Золото было необходимо для украшения пирамид фараонов. Почему происходит событие в истории, непосредственный толчок в действиях людей называется причина. Вопрос для учеников: Что послужило причиной военных походов фараонов? Какие еще вы можете привести причины событий из истории Древнего Египта? Организуется записывание определения причины в специальный словарик, на следующем этапе урока организуется проверка понятия путем фронтального проговаривания. Через несколько уроков изучается Упадок Древнего Египта, перед учениками ставится вопрос: Почему Египет стал легкой добычей иноземных захватчиков? Назовите причины этого, выделите из них самые главные. Что такое причина события? На уроке обобщения-повторения в проверочной работе перед учениками формулируется вопрос: Назовите причины высоких урожаев в Египте.

В 7-8 классах главное внимание необходимо уделить формированию представлений о многофакторности исторической практики. Научить отличать причину от повода, выделить главные и второстепенные причины, определить причину и следствие события. Кроме того, систематизация исторического фактического материала: выделение исторического факта, исторического явления, события.

Факт – всегда единичен в исторической реальности, неповторим и насыщен конкретным содержанием, событие имеет более сложную структуру, он состоит из отдельных фактов, связанных причинно-следственными связями. Наиболее трудное для понимания понятие явление. Явление многократно повторяющееся, обобщенное понятие с характерными чертами и признаками.

Пример факта: 1649 год – принятие Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.

Событие – Великая Отечественная война.

Явление – закрепощение крестьян.

Работа с этими сложными теоретическими понятиями строится на основе анализа исторического источника. На первом этапе совместно и под контролем учителя, с постоянной корректировкой, с использованием наводящих вопросов и упрощенных примеров. Источники используются адаптированные вначале, в дальнейшем более сложные.

В качестве примера можно привести фрагмент занятия, на котором происходит формирование умения отличать причину события от его повода. 9 класс, тема урока «Восстание декабристов». На основе рассказа учителя о движении декабристов, самостоятельной работе с тексом учебника по теме формируется представление о закономерностях появления декабристов в российской истории. Перед учениками ставится проблема: на основе полученной информации вначале устно, затем с занесением в тетрадь сформулированных выводов в форме конспекта, определить причины восстания декабристов, разделить их на политические, социальные, духовные. Идет актуализация понятия причина события, уточняется сложная структура причины таких многофакторных явлений как восстание. На этом этапе целесообразно использование как фронтальных, так и групповых методов работы на уроке. На следующем этапе работы идет рассказ учителя о событиях, непосредственно предшествующих восстанию декабристов: о планах руководителей восстания совершить государственный переворот летом 1826 года на военных маневрах, о неожиданной и загадочной смерти императора Александра 1, о начавшемся междуцарствии. Перед учениками ставится новая проблема: почему изменились планы, восстание началось внезапно и раньше, что послужило этому толчком? На основе общей дискуссии, в ходе которой учитель постепенно, с помощью наводящих вопросов и корректирующих форму мысли учеников усилий, приводит к главному выводу. Причина отвечает на вопрос: Почему это событие произошло бы обязательно в той или иной форме? Закрепляется понятие причина. Она является объективной, точной, основанной на закономерностях предыдущего развития. События, послужившие непосредственным толчком для реализации накопленных противоречий именно в это время и именно в этой форме , называются поводом события. Ученикам предлагается привести примеры, как из истории, так и из обычной жизни людей. Формируется теоретическое представление о двигателях исторического развития, о соотношении закономерного и случайного, объективного и субъективного. При подготовке к ОГЭ, при работе с историческим источником, умение увидеть в тексте смысловое отличие повода и причины позволяет выполнить задания по тексту правильно.

При работе с историческим источником в ходе подготовки к ОГЭ необходимо научить учеников выполнять задания на определение главного положения в тексте и выбор подтверждения выраженной мысли или тезиса, представленного факта или общего положения. Для решения этой задачи необходимо формирование умений отличать тезис от аргумента. Решение этой педагогической задачи возможно при условии поэтапного формирования теоретических понятий факт и аргумент, причина и следствие. На уровне 5-6 класса это целесообразно совместить с анализом текста учебника. постепенно ставя перед учениками задания:

  • определить главную мысль абзаца, параграфа,
  • где в тексте можно увидеть доказательства, которые приводит автор текста для подтверждения своей мысли,
  • сформулируйте, чем отличается утверждение от доказательства,
  • приведите собственные примеры на любом отрывке из учебника,
  • зафиксировать определения понятий тезис и аргумент в тетради или специальном словарике.

В качестве примера можно привести задание по тексту:

«Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…

Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…

Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.

Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

Задание: В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Используя текст, укажите не менее двух причин указанной ситуации.

Ответы: «Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю».

  • «Сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.
  • «Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…»