В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен в нашей стране годом экологии. Таким образом, возрастает актуальность проблемы приобщения детей к природе, что полностью согласуется с идеями нашего великого соотечественника, выдающегося педагога – К.Д.Ушинского.
Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеют основные положения из педагогического наследия К.Д.Ушинского о природе как источнике знаний, впечатлений и рассуждений. Педагог считал, что логика природы – самая доступная для понимания детей. Знакомство с природой развивает умение наблюдать окружающую жизнь, содействует развитию логического мышления и воображения, возбуждает внимание и любознательность, изгоняет суеверия и делает смешными предрассудки.
В его записях есть трогательные признания о воздействии весны на собственные чувства и мысли: «Но как оживлялась и наполнялась впечатлениями жизнь моя, — пишет он, — когда приближалась весна: я следил за каждым ее шагом, за каждой малейшей переменой в борьбе зимы и лета. Тающий снег, чернеющий лед реки… проталины в саду, земля… прилет птиц, оживающий лес, шумно бегущие с гор ручьи – все было предметом моего страстного недремлющего внимания».
Многие из очерков и рассказов К.Д.Ушинского могут быть использованы в экологическом образовании дошкольников. Его рассказы «Четыре желания», «Пчелка на разведке», «Утренние лучи», «Петушок с семьей», «История яблоньки», «Проказы старухи зимы» занимательны и месте с тем, давая достоверные знания, учат ребят подмечать существенные черты в окружающей природе.
Наиболее эффективной формой экологического воспитания является проектная деятельность. Это подчеркивает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основными принципами которого являются формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе и исследовательской, что и позволяет обеспечить проектная деятельность.
Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Проект в детском саду – это организованная педагогом и самостоятельно выполненная детьми работа, направленная на разрешение проблемной ситуации и завершающаяся созданием творческого продукта.
Каждое время года великолепно! Но весна, начало природного цикла, волнует и детей, и взрослых особенно. Поэтому, выбор темы нашего проекта определялся огромным потенциалом сезонных изменений в этот период года и возможностями чувственного познания природных объектов детьми.
Наш проект «К нам Весна шагает…» предназначен для детей среднего дошкольного возраста и будет проходить апробацию с приходом календарной весны в ГБОУ «Школа №536» дошкольное отделение №2. Проект включает в себя различные виды познания природы и соответствует задачам реализации ФГОС ДО и программным требованиям развития детей среднего дошкольного возраста. Актуальность данного проекта состоит в том, что воспитание бережного отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту.
В ходе организации проектной деятельности планируется интеграция всех образовательных областей. Была определена структура проектной деятельности:
- выделение темы проекта;
- определение типа проекта;
- постановка цели, выделение задач;
- работа над проектом.
Сама работа состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Структура проекта:
Продолжительность проекта: краткосрочный – 4 недели, с 2 марта по 6 апреля.
Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 4-5 лет
Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
- Подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей.
- Изготовление папок-раскладушек о времени года - весна (народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
- Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье»,
- «К нам весна шагает», «Весенний лед-источник повышенной опасности», «Весна идёт, весне дорогу»!
- Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
- Подготовка материала для реализации проекта:
- Подбор методической, научно-популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
- Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
- Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
- Информированность родителей о предстоящей деятельности:
- Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по тематике бесед;
II этап основной
- Внедрение в воспитательный образовательный процесс методов и приёмов по обогащению знаний дошкольников о сезонных изменениях в природе;
- Оформление сборника стихов о весне: «Весна с улыбкой шлёт привет»
- Продуктивная деятельность:
- НОД по рисованию «Ласковое солнышко, «Веточка вербы», «Весенние цветы – первоцветы», «Скворечник».
- НОД по аппликации «Скворечник для птиц», «Подснежники».
- НОД по лепке «Грачи и скворцы».
- Беседы: «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».
- Художественная литература:
- Стихотворение о весне «Лицом к весне» Р.Сеф. «Песенка весенних минут» В.Берестов.
- Стихотворение о весне из новогодней сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршак.
- Стихотворение о деревьях весной «Берёзка» П.Воронько. «Осинка» И.Токмакова. «Черёмуха» С.Есенин. «Черёмуха» Е.Благинина.
- Стихотворение «Весна – весна» Е.Баратынский.
- Рассказ «Подснежники» С.Вангели, отрывок из рассказа «Весна» К.Ушинского.
- Стихотворение «Салют весне» З.Александровой.
- Подвижные игры.
- «Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей»
- Дидактические игры.
- «Птицы», «Что изменилось на улице?», «Что с начало, что потом?», «Когда это бывает?», «Чудо цветок».
- Наблюдение: «Веточка березы», «Ручейки», «Посадка различных видов семян».
- Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни», «Ранняя весна», «Первоцветы», «Возвращение птиц».
- Работа с родителями: выставка рисунков, консультации, посадка семян.
- Музыкальные произведения.
- П.Чайковский «Времена года. Весна»
- Э.Григ «Бабочка»
- М.Глинка «Жаворонок» Н. Митлова «Зима прошла» песня.
- Украинская народная песня «Веснянка»
- А.А.Белоус «Весенняя песня» хоровод.
- аудиозапись с пением птиц.
III этап - заключительный
- итоговая презентация;
- выставка рисунков по теме проекта;
- информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку;
- досуг с детьми «Весенние приключения».
IV этап-презентация проекта
Реализация данного проекта поможет детям глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу. Родители проявят интерес к совместной деятельности с ребенком. Станут активными участниками реализации проекта.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы. – М. Мозаика-Синтез, 2011г.