Современный урок. Какой он?

Разделы: Общепедагогические технологии


1 слайд

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

2 слайд

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для форм ирования ее нравственных основ.

Какие требования к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку.

3 слайд

Основными задачами современного образования является не просто вооружение ученика фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.

4 слайд

Особое место в образовательном процессе занимает система УУД учащихся:

  • коммуникативные
  • познавательные
  • личностные
  • регулятивны

5 слайд

Современный урок определяет следующие образовательные идеи:

1. Идея субъектности. На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество.

2. Идея мотивации обучения. Что здесь приходит на помощь:

  • значимый, интересный для детей материал. Детям предлагаются различные учебные ситуации:

Центры обучения письму. Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.

Изучаем площадь и периметр. Учащимся предлагают реальные предметы и ситуации, в которых они должны сравнить площади и периметры предметов. Учащиеся выбирают предметы из своего непосредственного окружения, чтобы измерить с их помощью площади.

  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • положительная обратная связь;
  • возможность действовать самостоятельно.

3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий. Какие же приёмы произвольной, внутренней активизации используются на современном уроке? (так называемые смыслообразующие стимулы): творческие задания; связь с личным опытом; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися; запуск поисковой, творческой активности; задачи с недостаточной информацией.

4. Индивидуально-личностный подход. Он осуществляется:

  • через дифференциацию обучения, когда учебный материал дифференцируется по степени сложности и в соответствии с диагностическими данными об учениках;
  • через выстраивание собственного образовательного пути для каждого ученика применительно к каждой предметной области.

5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

  • осознание способов деятельности;
  • время размышлений, когда полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется.

6 слайд-схема

Характеристика современного урока

7 слайд

В свете новых стандартов выдвигаются определённые требования к современному уроку:

  • Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
  • Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
  • Обязательная рефлексия учащихся на уроке
  • Высокая степень речевой активности учащихся
  • Использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации,технологии индивидуализации обучения,технология коллективного взаимообучения,технология проектного обучения,исследовательская технология,личностно-ориентированные технологии, портфолио и др.

8 слайд

А также предъявляются требования к заданиям на уроке: Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

9 слайд

Основные типы уроков

  • Урок усвоения новых знаний – это комбинированный урок, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  • Урок комплексного применения знаний и умений(урок закрепления) – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  • Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

10 слайд

Кроме всего выше сказанного, в стандартах второго поколения, в отличии от прежнего, учитель при подготовке к урокам составляет технологическую карту урока, а не конспект.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

11-12 слайд

Можно ознакомиться с примерной структурой технологической карты.

Технологическая карта включает в себя несколько разделов: этап, деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД.

I этап. Организационный момент. Мотиваци деятельности. Цель - повышение мотивационной деятельности учащихся. На этом этапе формируются коммуникативные, универсальные, учебные действия (умение слушать учителя, положительный настрой на урок, побуждение к знаниям)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.

Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного.

На этом этапе идёт формирование таких УУД, как регулятивные (учащиеся самостоятельно определяют последовательность выполнения действий и выполняют учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено), коммуникативные и познавательные (сотрудничество учащихся друг с другом, при решении задач).

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала). После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока. Знакомство с новыми терминами, правилами. Формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач). На этом этапе учащиеся применяют полученные знания и умения на практике. Ребята высказывают свои мнения, исправляют ошибки. Закрепляют полученные знания. Формирование таких УУД, как регулятивные, коммуникативные, познавательные.

V этап. Рефлексия. Итог урока.

На этом этапе урока закрепляем содержание учебного материала через приёмы рефлексии. Учащимся предлагается проанализировать свою работу во время всего урока. Формирование регулятивных УУД.

13 слайд

  • Таким образом, можно сделать вывод, что современный урок – это:
  • урок с использованием техники (компьютер, документ-камера, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современный урок – это современный учитель.

14 слайд

Отличных Вам уроков!