Мастер-класс "Уроки литературного слушания в 1-м классе"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение


В литературное развитие входят следующие понятия: начитанность ученика, высокий устойчивый интерес к чтению, специальные умения самостоятельного читателя. Начитанность предполагает знание детьми фамилий авторов произведений, которые они читают, а также правильно называть произведения, определять их темы и жанры. Эти знания и умения даны как обязательные в государственном стандарте. Добиться реализации цели литературного развития можно только при условии включения каждого ученика в активный познавательный процесс на уроке.

В период обучения грамоте 1 час в неделю проводится урок литературного слушания. После обучения грамоте уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работу с детскими книгами. На уроках обучения грамоте – учатся читать, на уроках литературного слушания – учатся слушать, воспринимать художественные произведения. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают первоначальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

В чем специфика уроков слушания?

Прежде всего в том, что приоритетной целью таких уроков является обучение восприятию литературного текста. Это особый вид художественного восприятия, в котором участвуют многие психические процессы: и речь, и воображение, и мышление. Художественное восприятие – это умение не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор; это не только умение прослеживать изменения в сюжетной линии, но и возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора.

Л.А.Ефросинина - автор учебника «Литературное чтение» (система Н.Ф.Виноградовой) в методических рекомендациях предполагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения:

Метод моделирования позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно. Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику совершенствовать устную и письменную речь.

Вывод: Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь. Такая работа с текстом развивает творческие способности ребенка, которые проявляются особенно при написании сочинений.

Цель мастер-класса: познакомить с методами и приёмами работы на уроках литературного слушания, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с методами и приёмами работы по формированию навыков работы с текстом в 1 классе;
  • показать практическую значимость использования данной технологии по формированию УУД, целесообразность его использования в практической деятельности на уроках.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с опытом работы по формированию УУД посредством технологии моделирования на уроках литературного слушания в 1 классе и получат возможность использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

По программе «Начальная школа 21 века» в I классе в течение всего учебного года проводятся уроки литературного слушания.

Одним из основных  направлений в работе на уроках литературного чтения является формирование и развитие читательских умений, восприятие художественного произведения.

Л.А.Ефросинина предлагает моделировать обложку книги, а также составлять план к произведению с использованием заместителей.

Презентация

Жанры обозначены геометрическими фигурами; тематика – цветом. (ПАМЯТКА) Слайд 2

Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно.

Работа по моделированию обложки  на уроках литературного слушания организуется на каждом уроке: у учащегося (дети могут работать в парах) на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель. Затем моделируют обложку, используя  шаблоны, раскрашивают их цветными карандашами.

При моделировании происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, логическое, абстрактное мышление, восприятие.

Уроки литературного чтения с использованием технологии моделирования позволяют активно формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. А также моделирование позволяет:

  • включить каждого ребенка в процесс познания;
  • дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
  • создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.

Знакомясь с произведением В.Белова «Родничок», дети определяют жанр, тему, моделируют обложку произведения, называют героев сказки, восстанавливают последовательность действий, используя заместители.

Слайд 3, Слайд 4

Составленная модель является опорой, которая помогает ученику понять идейно-художественный смысл произведения, пересказать его (подробно, кратко, выборочно), выполнить словесное рисование, сделать обобщение, высказать свое мнение, то есть развивает речь учащегося.

Начнём наш урок с игры «Вспомни и назови» произведение»

  • чтение отрывков из сказок В.Г.Сутеева «Дядя Миша», С.Я.Маршак «Тихая Сказка», К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»
  • чтение отрывка из русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Обобщение:

- О ком все эти сказки? (о животных)

Слайд 5

- Какая модель подойдёт ко всем сказкам, которые вы сегодня услышали и узнали?

- Дети называют лишнюю и доказывают почему.

  • 1 модель – сказка о природе,
  • 2 модель - стихотворение о Родине,
  • 3 модель – рассказ о детях,
  • 4 модель – сказка о животных.

Слайд 6

Рассмотрите книги. Прочитайте фамилию и имя автора, как называется произведение.

Обобщение:

- Какие бывают сказки?

(Сказки бывают авторские или литературные и народные.)

1. Сегодня вас ждет встреча с новым произведением. В.Сутеев «Елка»

Вам надо внимательно послушать литературное произведение, определить жанр. Запомнить героев произведения, о чем оно, чтобы потом выполнить схему обложки прослушанного произведения.

2. Знакомство с новым произведением. (Чтение сказки учителем)

- ОСТАНОВКА на кульминационном моменте.

- Как вы думаете, что было дальше? Предположения детей.

Дочитывание сказки учителем.

- Вам понравилось произведение?

- Кому написали письмо дети?

- Как работали ребята?

- С кем отправился в путь Снеговик?

- Что случилось в пути? Кто взял письмо?

- Кто помог Бобику? Кто вернул письмо?

- Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят?

3. Моделирование

- Что слушали? (СКАЗКУ). Докажите, что это сказка. Покажите на модели. (Обозначают сказку кружком.)

- Обозначь жанр.

- О ком сказка? (О детях, о животных.)

- Обозначаем на модели.

- Как вы думаете, как называется сказка? («Ёлка».) Почему?

- В каком разделе книги будем искать эту сказку? (Мир сказок»)

- Кто написал сказку? (В.Сутеев)

- Напишите на модели автора этой замечательной сказки.

4. Проверка модели

- Назовите жанр произведения, покажите на модели.

- Фамилию автора.

- Заглавие произведения.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Слайд 7

- Сравните свои модели с образцом.

- Какую модель вы выбрали? Почему?

- Отложите пока в сторонку свои модели.

5. Поисковая деятельность. Закрепление навыка чтения

- Найдите самостоятельно в книге сказку «Ёлка», откройте нужную страницу.

- Как начинается сказка?

- Как поступили лесные жители, когда снеговик рассыпался?

ПРОЧИТАЙ, страница 91-92.

Чтение концовки вслух.

Вопросы к прочитанному:

- Как вели себя лесные жители? (Заступились)

- Можно ли их назвать друзьями? Почему?

- Успел вернуться снеговик?

Дети читают вслух.

Работа в литературной тетради страница 35. Слайд 8, 9

- Назовите положительных и отрицательных героев сказки, подчеркни.

- Кто понравился? Почему?

- Кто не понравился? Почему?

- Почему понравился снеговик?

- Какой он был? - Что значит почтовик?

- Подберите родственные слова.

Обобщение ответов, чтение слов

  • ДОБРЫЙ
  • РЕШИТЕЛЬНЫЙ
  • ОТВЕТСТВЕННЫЙ
  • СМЕЛЫЙ

- Снеговик смог бы один выполнить задание ребят?

- Работа по словарику в тетради.

- На модели с обратной стороны нарисуйте снеговика без ротика. Почему? Пока секрет.

6. Подготовка к пересказу

- Вспомните, как начинается сказка? Как называется начало сказки?

Начало – ЗАЧИН

- Что узнали? – Это вторая часть, как называется? - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Чем закончилось? Это третья часть, как назовём? – КОНЦОВКА.

Задание 4. Обозначим заместители в кружках. Слайд 10, 11

Р – ребята,

Сн – снеговик,

Щ – щенок,.

 

З – заяц,

Л – лиса

С - сорока,

 

Б – белка,

Д.М. – Дед Мороз,

М – медведь,

В – волк

Пересказ сказки с помощью заместителей.

На доску по ходу пересказа вывешиваются увеличенные иллюстрации из книги В.Г.Сутеева «Ёлка».

8. Обобщение

- Чему учит сказка? Какими нужно быть?

Добрыми, дружными и отзывчивыми.

9. Рефлексия

- Что мы читали? (Сказку)

- О ком? (О детях и животных)

- Кто написал? (Владимир Сутеев)

- Кому понравилась сказка, и кто хотел бы её ещё раз прочитать?

- О ком сказки В.Сутеева?

Вернёмся к моделям, к рисунку снеговика.

Слайд 12

  • Если вам было интересно и все задания выполняли легко, нарисуйте снеговику улыбающийся ротик,
  • Если было немного трудно – вот такой ротик,
  • Если очень трудно – вот такой.

Как отлично всё получилось.

Слайд 13

Все старались, у вас все получилось, молодцы! Всем спасибо!