Смешанное обучение (из опыта работы)

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: обучение на станциях


Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.

Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.

 Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.

Модель 1. "Перевернутый класс"

Это самая простая модель для реализации, но не всегда "перевернутый класс" отвечает высоким стандартам смешанного обучения.

Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.

"Перевёрнутое обучение" (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.

На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).

Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.

Реализация модели "Перевернутый класс" позволяет:

  • сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
  • осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
  • использовать на уроке деятельностный подход;
  • работать дифференцировано с обучающимися.

Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.

Модель 2. Ротация станций

Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

  • Cтанция работы с учителем,
  • Cтанция онлайн-обучения,
  • Cтанция проектной работы.

В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.

Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.

Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс

Задачи урока:

  • рассмотреть преимущества полового размножения перед бесполым;
  • строение и функции половой системы;
  • определить роль половых желез в жизнедеятельности организма;
  • сущность процесса оплодотворения и его значение;
  • рассмотреть особенности роста и развития ребенка.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: формирование ответственности за свое будущее потомство, осознание ценности своего здоровья и здорового образа жизни для следующего поколение;
  • метапредметные: продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа и обобщения информации
  • предметные: рассмотреть основы знаний о наследственности и изменчивости, сформировать представление о роли хромосом в передаче наследственной информации, строение половой системы человека.

Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов

I. Проверка знаний.

  • Что следует понимать под размножением?
  • Какие два основных типа размножения различают в живой природе?
  • Что такое гаметы и зиготы?

Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?

II. Изучение нового материала.

  • I группа работает с учителем с последующим заполнением таблицы «Основные возрастные периоды развития человека»

Название периода

Возраст ребенка

Особенности развития

1

Новорожденный ребенок

До месяца

Ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери

2

Грудной ребенок

До года

Масса тела ребёнка увеличивается, движения усложняются. Ребёнок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. Растёт быстро, с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутренне ухо) быстро достигают почти взрослых размеров.

3

Детство

С 1 до 3 лет

У ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познаёт мир.

4

Дошкольный и младший школьный возраст

С 3 до 11 лет

Головной мозг достигает массы 1250 г. Клетки коры головного мозга, борозды и извилина, больших полушарий приобретают форму взрослого человека.
Период формирования личности ребёнка, активного развития памяти, мышления, воображения, речи.
Этап освоения базовых знаний, умений и навыков (письма, чтения, счёта)

5

Подростковый возраст

12-16 лет

У девочек и мальчиков усиливаются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела

6

Юношеский возраст

16-21 год

Завершается рост и развитие организма

7

Зрелый возраст

22-60 лет

Строение тела изменяется мало

8

Пожилой возраст

61-74 года

Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов

9

Старческий возраст

75-90 лет

Замедляется обмен веществ, снижается работоспособность всех систем органов

III. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Написать на стикерах ответы на вопросы:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • урок дал мне для жизни…

Модель 3. Ротация лабораторий

 Ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель "перевернутого класса", только без реализации работы учащихся дома. Только при регулярной работе учащихся в онлайн, такая модель становится эффективной.

Модель 4. Гибкая

Для того, чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Поэтому гибкую модель обычно применяют у учащихся старших классов. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому ученику двигаться в своем темпе.

В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается время для творчества, появляется возможность интенсификации своего труда, обучение индивидуализируется и в лучших моделях смешанного обучения оно становится персонализированным.

Литература

  1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. Буки Веди, 2016. (http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/)
  2. Материалы курса Современные образовательные технологии: новые медиа в классе -  https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/
  3. Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе - http://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/